ФНС назвала способ полного обеления экономики
«Вывести на чистоту» поставщиков услуг должны крупные заказчикиФедеральная налоговая служба (ФНС) рекомендует крупным заказчикам услуг вносить в договоры с подрядчиками так называемую налоговую оговорку – специальные условия, где они обязуются друг перед другом исполнять налоговое законодательство. Вся экономика обелится, если крупнейшие компании присоединятся к спецпроекту, заявила замглавы Контрольного управления ФНС Варвара Бурлевич на круглом столе Всероссийского налогового форума Торгово-промышленной палаты (ТПП) («Ведомости» следили за трансляцией).
На федеральном уровне администрируются 3300 компаний, которые хотя и составляют 0,4% общего числа плательщиков налога на добавленную стоимость (НДС), но формируют 64% поступлений федерального бюджета, рассказала Бурлевич. Крупнейшие компании создают «спрос на добросовестность» в экономике.
«Если эти 3300 во взаимодействии и партнерстве с нами внедрят эти конструкции, экономика полностью обелится по цепочке и ничего не надо будет больше делать», – считает чиновница. «Экономика будет белой хотя бы в части разрывов по НДС, а там и налог на прибыль, и зарплатные налоги подтянутся», – добавила она. Дополнительный эффект – облегчение налогового администрирования. «Мы хотим снижения издержек как для бизнеса, так и для себя», – отметила Бурлевич.
Внимание санитаров
Налоговую оговорку активно внедряет «Газпром» в строительных проектах, где самый высокий риск налоговых разрывов. «Роль санитаров мы на себя взяли», – рассказал на форуме начальник департамента 822 ПАО «Газпром» Карен Оганян. По его словам, некоторые компании наотрез отказались подписывать новые условия. «Мы для себя выводы сделали и решили исключить их из реестра наших поставщиков. Мы с ними работать не будем», – добавил Оганян. Поставщиков уникальных товаров и услуг госкорпорация убеждает согласиться на новые условия. Договоры с налоговыми оговорками подписали около 1200 контрагентов группы в сфере строительства. Налоговые риски снижены в 19 раз, резюмировал Оганян.
«Безусловно, покупатели могут выбирать поставщиков и сильно влиять на рынок», – заявил «Ведомостям» руководитель налоговой практики Crowe CRS Legal Дмитрий Барский. Те, кто покупает дешевые услуги у поставщиков-уклонистов, должны понимать, что выгода неизбежно перекроется будущими налоговыми претензиями, считает он. Но институт налоговой оговорки полностью заработает, только когда фискальные риски для покупателя превысят экономию от работы с уклонистами, считает Барский.
На налоговый разрыв
Налоговые органы снижают «карательную функцию», стимулируя компании самим выходить из тени, отметила Бурлевич. Сейчас ФНС ведет два проекта по обелению конкретных отраслей – агропромышленного комплекса (АПК) и профессиональной уборки (клининга). Они организованы по общим принципам.
Компании – участники отраслевых проектов добровольно отказываются от налоговой тайны в обмен на доступ к аналогичным данным других. Выявив разрыв по НДС, налоговая сообщает об этом всем участникам цепочки, согласным на раскрытие налоговой тайны. «Когда поставщик осознает, что обо всем станет известно добросовестному покупателю и всему рынку, он уже замотивирован не совершать правонарушение», – отметила Бурлевич. Сейчас в информировании о налоговых разрывах участвуют более 32 500 компаний. Цель отраслевых проектов – охватить не менее 50% игроков рынка, отметила Бурлевич.
Но бизнес заинтересован в том, чтобы удостовериться в налоговой добросовестности контрагента еще до заключения договора. ФНС прорабатывает возможность сделать сведения о налоговых разрывах общедоступными. «Мы не можем просто выложить в открытый доступ АСК НДС-2 (автоматически выявляет уклонение от уплаты НДС. – «Ведомости»), – отметила Бурлевич. – Мы сейчас продумываем историю, чтобы сделать показатель [доли вычета по НДС] c несформированным источником публичным, чтобы люди могли оценивать, каким образом работает компания».
Также созданы онлайн-реестры добросовестных участников рынка – «Хартия АПК» (более 7000 участников), «Реестр Белый.ФМ» (для клининга, более 600 участников). В реестре можно найти данные по конкретной компании о налоговой нагрузке, сколько сотрудников официально оформлены в штат, какова их средняя зарплата, отношение страховых взносов к выручке. Выбирая подрядчика, заказчик может сравнить их показатели со среднеотраслевыми и оценить риск быть вовлеченным в схемы ухода от налогов. Например, в клининге среднеотраслевая налоговая нагрузка должна быть не менее 13% к выручке.
«Ужасная чернуха»
Для допуска сотрудников на объекты заказчика (например, для уборки) подрядчик обязан предоставить пофамильный список исполнителей услуг. ФНС будет автоматически сверять эти списки с отчетностью компаний и сообщит заказчику, официально ли трудоустроены сотрудники подрядчика. Сейчас такое информирование внедряют в клининге. Если списки не совпадают, заказчик вправе наложить на поставщика штрафные санкции, отметила Бурлевич.
Параллельно с частичным отказом от налоговой тайны участники спецпроекта ФНС должны внедрять в договоры особые условия. В частности, стороны договариваются, что товары или услуги будут поставлены реальными компаниями, без привлечения технических «прослоек». В строительстве допустимы два или три реальных субподрядчика, в клининге – один-два, в поставке сельхозпродукции – один, привела примеры Бурлевич.
Почему налоговая «зачищает» рынки услуг
Налоги составляют существенную долю в расходах поставщиков услуг клининга, ЧОП или предоставления персонала. К тому же такие услуги облагаются НДС. Поэтому те, кто уходит от налогов, предлагают более низкие цены за свои услуги и выигрывают конкуренцию у тех, кто работает в белую.
Фонд оплаты труда составляет львиную долю стоимости услуг, в сфере клининга – до 60%, фасилити (техническая эксплуатация зданий, корпоративное питание, охрана) – до 40%, рассказала на круглом столе в ТПП гендиректор саморегулируемой организации «Ассоциация клининговых и фасилити операторов» Елена Маркевич.
«Исторически так сложилось, что недобросовестные подрядчики не трудоустраивают сотрудников, а полученные средства обналичиваются, зарплаты выплачиваются в конвертах, – рассказала Маркевич. – В результате бюджет не получает налоги, сотрудники легально не трудоустроены, не получают социальных гарантий и находятся, по сути, в рабских условиях труда».
При работе по-честному средняя доля страховых взносов к выручке составляет 13% в клининге и 10% в техобслуживании зданий. Доля НДС к уплате – 15% и 12% соответственно. «Мы считаем, что доля страховых взносов менее 8% означает, что это криминал», – заявила Маркевич.
ФНС вместе с отраслевыми ассоциациями разработала рекомендованные договоры с налоговыми оговорками, учитывающие специфику отдельных сфер. Например, по клинингу налоговая оговорка содержит конкретный список, по каким статьям формируется цена контракта.
ФНС оценивает текущие проекты как успешные. «Рынок АПК работал в ужасной чернухе с незаконным возмещением НДС. Потери бюджета оценивались в 60 млрд руб. Буквально за две недели был перестроен экспортный рынок с помощью введения договорных конструкций, и в течение года был перестроен рынок переработки, – рассказала Бурлевич. – Не сомневаюсь, что с другими рынками у нас тоже получится».
Корову нужно сперва накормить
Крупным компаниям навязывают налоговые оговорки, сообщали ранее «Ведомости». Инспекции по крупнейшим налогоплательщикам рассылают письма с настоятельными рекомендациями менять условия договоров. Налоговая, как правило, доначисляет налоги заказчику, а не нарушителю, потому что «очень часто заказчики в сговоре с поставщиком и прекрасно знают, что цена не включает все налоги», – отмечает Бурлевич. В частности, это касается рынка клининга, предоставления персонала, охраны.
Каждый обязан платить налоги с полученной им экономической выгоды – согласно Конституции, напомнил руководитель аналитической службы «Пепеляев групп» Вадим Зарипов: «Заказчик может получать исключительно коммерческую, но не налоговую выгоду от низкой цены. Поэтому нельзя утверждать, что заказчик и подрядчик в сговоре».
Возможности налогового комплаенса не безграничны и заказчик так же, как и государство, может стать жертвой обмана, отмечает ведущий юрисконсульт ФБК Legal Екатерина Субботина. Компании опасаются, что если примут налоговую оговорку, то станут «для налоговых органов простой мишенью, куда проще всего прийти и забрать», добавляет директор по правовому обеспечению АО «ТЭК Мосэнерго» Эдуард Яппаров.
Организации в отраслях с низкой маржинальностью и в целом малые предприятия в вечно нестабильном финансовом положении – это вводит их в «искушение» уходить от налогов, отметил руководитель налоговой службы Siemens Russia, заместитель председателя комитета по налогам и финансовой отчетности Российско-германской ВТП Владимир Зайцев. Важно не только модернизировать инструменты сбора налогов, но и «запустить экономику», считает Яппаров: «Не утром деньги, вечером стулья, а дать нам сперва стулья, на которых мы крепко будем сидеть и платить деньги в бюджет. Сперва накормить корову, а потом уже ее доить».
Альтернативные механизмы
Российско-германская ВТП направила письмо в ФНС с альтернативными налоговым оговоркам механизмами.
Первое предложение – изменить порядок уплаты НДС в рискованных отраслях таким образом, чтобы налог за подрядчика платил покупатель товаров/услуг в качестве налогового агента. Такой порядок уплаты НДС для строительной отрасли действует в Германии, Нидерландах, Великобритании, Швеции и других странах.
Нужно «устранить посредника» и перенести уплату НДС на покупателя, считает Зайцев. «Совпадает лицо, которое платит НДС и возмещает, не надо вообще бегать по цепочке, – перечислил он преимущества такой схемы. – Я не понимаю, когда предлагают деньги напрямую принести, как можно отказаться?!» Можно провести эксперимент по введению нового порядка уплаты НДС в ряде отраслей, солидарен глава ТПП: «При таком подходе фактически будут отсутствовать бюджетные потери, так как налог уже уплачен».
ФНС уже проводила эксперимент по введению механизма налогового агента на рынке металлолома. «Он как работал в черном режиме, так и работает – придумал схему обхода», – прокомментировала Бурлевич. В случае такого подхода на зерновом рынке возмещение НДС ляжет на малый и средний бизнес, который абсолютно к этому не готов. «Только сейчас они начали учиться с этим работать», – рассказала Бурлевич. Малый и средний бизнес на спецрежиме «единый сельскохозяйственный налог» (ЕСХН) начал платить НДС как при общем налоговом режиме только с 2019 г.
В предложениях бизнеса «есть здравые акценты», отметил замглавы ФНС Виктор Бациев: «Нужно более глубоко изучать, почему эта модель не привела к желаемому эффекту в сфере сбора лома. Международный опыт нельзя сбрасывать со счетов, и все за и против нужно серьезно обсуждать».
Бизнес нельзя принуждать к выбору «средств своей же безопасности» – должны быть альтернативы, уверен Зарипов. Предложения бизнеса выглядят перспективно, так как подразумевают конкретные правила, «а не перекладывание на бизнес несвойственных функций по перевоспитанию недобросовестных контрагентов», – считает партнер практики налогового планирования МЭФ PKF Геннадий Тимоничев.