Минэкономразвития планирует вернуть бедность в макропрогноз
Но для этого показатель придется пересчитатьМинэкономразвития готово вернуть в прогноз социально-экономического развития – базовый документ ведомства – оценку уровня бедности. Об этом «Ведомостям» сообщил представитель министерства. Это уже прорабатывается совместно с Минтрудом, уточнил он. По словам собеседника, аналитические расчеты проводятся при формировании линейки целевых показателей для Единого плана по достижению национальных целей. Представитель Минтруда и соцзащиты подтвердил, что фактически такие межведомственные расчеты уже проводятся и при определенных методологических доработках показатель по уровню бедности может быть отражен в прогнозе социально-экономического развития.
Ранее за отсутствие оценок по бедности макропрогноз раскритиковал руководитель Счетной палаты (СП) Алексей Кудрин. «Такая цифра должна быть в прогнозе, но она в этот раз не представлена правительством, что, конечно, является некоторым недостатком, нужно эту группу населения лучше планировать», – заявил Кудрин, выступая на заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам.
СП обратила внимание на исчезновение этого показателя ранее в заключении на проект бюджета на 2022–2024 гг. В ее докладе уточнялось, что это объясняется несопоставимостью статистического ряда из-за изменения методики расчета прожиточного минимума, который лежит в основе оценки бедности.
11 950 руб.
такой прожиточный минимум на душу населения установлен на 2022 г.
Отсутствие показателя по уровню бедности не позволяет провести корректное сопоставление и анализ изменения показателя, отмечает ведомство в документе. По оценке СП, не вполне ясно, какой показатель следует считать исходным для реализации национальной цели в части снижения уровня бедности в 2 раза по сравнению с показателем 2017 г.
Основой для определения уровня бедности в России считается прожиточный минимум: малоимущими считаются те россияне, чьи доходы оказываются ниже этой черты. В 2021 г. прожиточный минимум на душу населения установлен на уровне 11 653 руб., в 2022 г. – 11 950 руб. Начиная с этого года расчет величины прожиточного минимума определяется в размере 44,2% от медианы среднедушевого дохода за прошлый год и пересматривается не реже одного раза в пять лет. Медиана определяется как уровень дохода, для которого одна половина населения имеет доход ниже этой величины, другая – выше. Ранее расчет величины прожиточного минимума производился ежеквартально на основании стоимостной оценки потребительской корзины, обязательных платежей и сборов.
«Технических проблем для пересчета уровня бедности нет. Но предложить какой-либо из вариантов необходимо Минтруду, а правительству – принять решение», – сообщил «Ведомостям» представитель СП. По его словам, в июле этого года правительству дано поручение обеспечить сопоставимость отчетных данных об уровне бедности предыдущих периодов с данными текущего и среднесрочного периода. Отсутствие исторической ретроспективы в актуальной методологии, в принципе, не является препятствием для прогнозирования уровня бедности на следующие годы, добавил собеседник.
Последний раз показатель уровня бедности фигурировал в макропрогнозе в 2020 г. во время пересмотра проекта бюджета на 2020–2023 гг., еще до подписания нового указа президента о национальных целях развития, который предполагал достижение показателей не к 2024 г., а к 2030 г. Тогда Минэкономразвития ожидало постепенного снижения уровня бедности с прогнозируемых 10,8% в 2020 г. до 9,8% в 2021 г., 8,8% в 2022 г., 7,7% в 2023 г. и 6,6% в 2024 г.
При этом министерство представило оценку бедности в обновленной версии Единого плана, опубликованной в середине октября. Согласно документу, к 2030 г. уровень бедности, как и предполагается национальными целями, сократится вдвое по сравнению с 2017 г. (с 12,9 до 6,5%). В этом году показатель прогнозируется на уровне 11,4%, в 2022 г. – 10,8%, в 2023 г. – 10,1%, в 2024 г. – 9,6%.
По данным Росстата, в первом полугодии 2021 г. в России 19,1 млн человек находились за чертой бедности, это 13,1% населения. В 2020 г. уровень бедности снизился до 12,1% с 12,3% в 2019 г.
Подходы к оценке бедности
Проблема методологии для оценки уровня бедности действительно возникает из-за перехода на новый принцип расчета прожиточного минимума, так как ряды должны быть сопоставимы, отмечает директор Института социальной политики ВШЭ Лилия Овчарова. «Важно решить, как мы будем оценивать целевой показатель к 2030 г. Переход на новую методику осложняет решение проблемы чисто технически: как только повышаются зарплаты, увеличивается медиана и одновременно растет черта бедности в денежном выражении, поясняет эксперт. Если медианный доход будет все время расти, то добиться сокращения бедности возможно только за счет инструментов социальной поддержки, а не за счет экономического роста, полагает она.
Отсутствие такой компоненты, как уровень бедности, искажает прогнозирование экономических перспектив, указывает ведущий аналитик направления «Экономика и социальное развитие» ЦСР Екатерина Хейфец. По ее словам, отказ от учета социального положения почти 1/8 населения может привести к завышенным оценкам и, соответственно, более высоким ожиданиям по темпам восстановления экономики в ближайшие годы.
В истории нет примеров, когда бедность удавалось сократить в 2 раза, используя относительную линию бедности, добавляет Овчарова. Например, когда Тони Блэр, будучи премьер-министром Великобритании, ставил задачу по снижению бедности семей с детьми в 2 раза, использовалось понятие «якорная бедность». То есть линия бедности ставилась на якорь и повышалась только на инфляцию – таким образом, черта бедности была одинаковой в начале периода и в конце. А если используется относительная линия бедности, как в России, то содержание материальных возможностей семьи меняется, указывает эксперт.