Эксперты усомнились в достижении цели по повышению доходов населения
Согласно заключению РЭУ на проект бюджета, ожидания по ВВП недостаточны для требуемых улучшенийТемпы роста экономики к 2024 г., которые прогнозирует правительство, недостаточны для снижения бедности и повышения качества жизни населения до целевых уровней. К таким выводам пришли эксперты кафедры финансов и цен РЭУ им. Плеханова при подготовке заключения на Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2022–2024 гг. Минфина (доклад вуза есть у «Ведомостей»). Документ подготовлен для Госдумы в преддверии рассмотрения проекта бюджета. Для обеспечения устойчивого роста реальных доходов россиян на уровне 2–2,5% в год экономика должна расти темпами не менее 4–5%, оценивают экономисты. Реальные доходы населения в 2021 г. соответствуют их уровню 10-летней давности – 2011 г., подсчитали эксперты РЭУ. Несмотря на средний годовой прирост ВВП около 2% за эти годы, показатель реальных доходов фактически стагнировал. Чтобы вывести их в плюс, необходимо ускорить экономику в 1,5–2 раза, констатируют в РЭУ.
«Причины негативной динамики реальных доходов связаны именно с отсутствием устойчивых высоких темпов роста российской экономики (более 5% в год), что наблюдалось с 2000 по 2009 г., а также с проведением жесткой бюджетной политики после мирового финансового кризиса 2008–2009 гг.», – говорится в заключении. В прогнозе Минэка заложен рост реальных располагаемых доходов населения в 2021–2022 гг. на уровне соответственно 3 и 2,4% с выходом на устойчивый рост на 2,5% в 2023–2024 гг.
Чтобы улучшить ситуацию с доходами, в РЭУ им. Плеханова предложили выделить дополнительную поддержку населения из-за пандемии: «В условиях сохранения неблагоприятной ситуации с пандемией коронавируса в федеральном бюджете должны быть предусмотрены средства на продолжение стимулирующих выплат населению и компаниям сферы услуг на случай введения ограничительных мер в 2022 г.». По их оценке, практика антикризисной финансовой господдержки российского населения и бизнеса в 2020–2021 гг. хотя и уступала по масштабу аналогичным мерам в развитых странах, но оказала действенное влияние на восстановление потребительского спроса и, как следствие, на темпы экономического роста в 2021 г.
Несмотря на наличие востребованных мер по активной борьбе с бедностью и стимулированию инвестиций, конструкция федерального бюджета на 2022–2024 гг. демонстрирует возврат к умеренной бюджетной консолидации, отмечают эксперты. «Пассивная политика бюджетной консолидации, реализуемая в допандемийный период, полностью себя исчерпала», – подчеркивают экономисты РЭУ им. Плеханова. В современных условиях требуется перенастройка бюджетных приоритетов в направлении долгосрочной финансовой поддержки прорывных направлений, считают они.
В России последовательно расширяется спектр мер государственной поддержки — это в том числе различные социальные выплаты семьям, сообщил «Ведомостям» представитель Министерства труда и социальной защиты. Кроме того, в соответствии с поручением президента в ближайшее время будут предложены дополнительные меры по поддержке граждан. «Вместе с тем борьба с бедностью не ограничивается предоставлением мер социальной поддержки. Одно из ключевых направлений борьбы с бедностью — реализация трудового потенциала граждан», — отметил собеседник издания. Так, с прошлого года уровень безработицы снизился в России до 4,4 %, что меньше допандемийных показателей, также растут реальные зарплаты (в июле на 2,2% по сравнению с прошлым годом).
Угрозы для роста доходов
По данным Росстата, в первом полугодии 2021 г. рост реальных располагаемых денежных доходов составил 1,7% в годовом выражении. «Во втором полугодии улучшения показателя ожидать не приходится, учитывая повышение базы и ускорение инфляции до максимумов с 2016 г.», – полагает руководитель Центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниил Наметкин. С его точки зрения, на данный момент действительно существуют значительные риски в вопросах достижения национальных целей, связанных с улучшением благосостояния граждан. Помимо недостаточных прогнозных темпов экономического роста, которые тоже еще надо обеспечить, серьезной угрозой выступает ситуация с инфляцией, считает он.
Ускорение инфляции продолжается, даже несмотря на стабильное ужесточение денежно-кредитной политики, которое оказывает охлаждающий эффект на и без того «невзрывное» восстановление экономики, добавил Наметкин. В структуре доходов населения существенную долю занимают социальные выплаты и зарплаты бюджетников, динамика которых в лучшем случае не сильно превышает инфляцию, продолжил эксперт. При этом обязательные платежи, скорее всего, будут расти опережающими темпами. Например, в части процентов по кредитам платежи существенно возрастут, учитывая рекордные темпы роста ипотечного и потребительского кредитования, резюмировал Наметкин. Рост ВВП не всегда отражает ситуацию с доходами населения, отмечает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович. Конечно, согласно экономической теории, один из основных факторов роста доходов населения – это рост ВВП, рассуждает он: «Если растет экономика, значит, растут производство и прибыль, и тогда предприниматели мотивированы нанимать больше людей и платить большую зарплату. Это также увеличивает налогооблагаемую базу, а значит, и расходы бюджета на социальную поддержку, что тоже увеличивает доходы граждан».
Можно на 5% увеличивать ВВП, но иметь нулевой рост доходов населения, это означает, что в ВВП большая доля непроизводительных расходов. Кроме того, имеет значение отток капитала – т. е. если деньги уходят из страны, они съедают этот рост и «не работают на людей».
В РЭУ кроме этого упрекнули правительство в политике искусственного сдерживания экономики. Согласно прогнозу Минфина, за три года размер фонда национального благосостояния (ФНБ) увеличится на 9,4 трлн руб. до 23,3 трлн. Рост ФНБ сопровождается наращиванием государственного внутреннего долга, отметили эксперты. С одной стороны, пополнение ФНБ отсекает экономику от части нефтегазовых доходов. С другой – увеличение госдолга, которое на данном этапе не имеет большого экономического смысла, провоцирует переток капитала из частного сектора в государственный. Такая конструкция негативно влияет на перспективы увеличения темпов прироста ВВП.
Действительно, дальнейшее наращивание резервов в этой ситуации – сомнительная политика, но логика в действиях Минфина есть, полагает директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв. Правительство хочет накопить дополнительные рубежи обороны, чтобы можно было маневрировать с расходами бюджета в кризисной ситуации.
В Минфине и Минэке не ответили на запросы «Ведомостей».