Китайское правительство намерено снизить цены на уголь
Но словесных интервенций для этого может оказаться недостаточноЦена январских фьючерсов на энергетический уголь в Китае в ходе торгов на товарной бирже Чжэнчжоу (Zhengzhou Commodity Exchange, ZCE) упала 20 октября на 8% до 1755,40 юаня ($275) за 1 т.
Это произошло после того, как во вторник, 19 октября, Национальная комиссия по развитию и реформам (бывший Госплан КНР, ключевой орган в управлении экономикой) заявила о намерении вмешаться и «вернуть цены в разумный диапазон», чтобы не допустить роста издержек для энергетики, отопления и энергоемких отраслей промышленности. До этого цены на уголь росли несколько недель подряд.
Наиболее высокие темпы роста отмечались с 11 по 15 октября (на 34% за период и в последний день – на 8%). 19 октября фьючерс на 1 т энергетического угля торговался на отметке в 1982 юаня за 1 т (почти $310), после чего и последовало заявление комиссии.
В Национальной комиссии по развитию и реформам пообещали внимательно следить за динамикой рынка угля, а надзорным службам поручили усилить проверки и придерживаться «нулевой терпимости» к нарушениям. Комиссия также анонсировала, что будет использовать «все средства», предусмотренные законом о ценах, для «содействия возвращению цен на уголь в разумный диапазон».
«Мы будем жестко пресекать незаконные действия, такие как распространение ложной информации, ценовой сговор, накопление запасов в ожидании роста цен, и будем твердо поддерживать рыночный порядок», – заверили в китайском ведомстве, отметив, что рост цен в последние недели отрицательно сказался как на промышленности, так и на населении, учитывая, что около 70% электрогенерации в КНР основано на угле.
Угольным компаниям комиссия рекомендовала действовать строго согласно законам и нормативным актам, аккуратно выполнять долгосрочные контракты, а также призвала их «проявить инициативу для обеспечения стабильности поставок и цен».
По мнению старшего научного сотрудника ВШЭ Василия Кашина, объявленные властями КНР меры – естественные в ходе реагирования на дефициты и кризисы на сырьевых рынках в стране. Они в большинстве случаев приносят некий эффект, в частности наблюдаемый «рывок цен» вниз, но результат обычно бывает краткосрочным или частичным. Проблему в корне данные действия властей вряд ли решат и возобновление роста цен на уголь останется возможным, считает экономист. Что касается предложений угледобывающим компаниям «проявить инициативу», то речь идет, похоже, о пожелании нарастить добычу, говорит Кашин.
Эксперт подчеркнул, что объявленные Пекином меры по сдерживанию цен на уголь в стране усилением регулирования и угрозами наказаний не являются системными в отличие от представленной до этого инициативы о переходе к более рыночному ценообразованию, отпуску цен на электроэнергию для тепловых электростанций. В общекитайском энергокризисе дороговизна угля только один из факторов, более значительными для развитых регионов КНР являются эксцессы системы регулирования энергопотребления, а именно так называемый двойной контроль (следование со стороны местных властей жестким указаниям центра по снижению выбросов. – «Ведомости»), уже приведший к значительным отключениям электричества, напоминает эксперт.
По мнению директора Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрата Халикова, наблюдаемое падение цены нельзя считать значительным: «В целом на ситуацию это никак не повлияет: дороговизна угля – это ситуация не одного месяца». Нормальные долгосрочные цены на энергетические угли – это $70–80 за 1 т, считает эксперт.
По словам Халикова, у аномальных цен на уголь две причины – дорогой газ и низкие запасы: «А низкие они потому, что угольщики в Китае из-за гиперконтроля ограничивали добычу углей. Увеличение добычи в Китае в октябре все-таки началось, но эти объемы не попадают на рынок». Сейчас рост добычи направлен на пополнение запасов угля у предприятий ЖКХ в рамках подготовки к отопительному сезону, который уже начинается, говорит эксперт.
Сейчас спотовые цены на уголь держатся на высоком уровне не только в Китае, но и в других странах Азии, а также в Европе высокие, напоминает Халиков: «До $300 за 1 т и в Европе, и в Азии – правда, доля спотовых поставок невелика».
Крупные российские компании отгружают уголь в основном в рамках объемных контрактов с фиксированными на полгода или три месяца ценами и поставляют его крупным потребителям. «Даже если бы российские поставщики хотели в Азию отгрузить дополнительные объемы, то для этого нет возможности. Наращивание добычи – очень медленный процесс», – заключает Халиков.
Поставки из России ограничиваются и возможностями транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке, которая загружена до предела и сейчас уже не может вывезти дополнительные объемы. 19 октября вице-премьер – полномочный представитель президента в ДФО Юрий Трутнев заявил, что с Дальнего Востока не вывозится около 15 млн т угля «в силу разрыва между возможным объемом перевозок по железной дороге и возможной отгрузкой в портах». В январе – сентябре 2021 г., по данным РЖД, погрузка угля в порты выросла на 12,8%, превысив 137,3 млн т, более половины – 71,4 млн т (+2,8%) – отправлено в адрес портов Дальнего Востока.