Цены на уголь в Европе за 10 дней подскочили на треть

Российские угольщики заработают на этом, если смогут увеличить экспорт
Цены на импортный уголь на базисе порта Роттердама (на фото) резко пошли вверх
Цены на импортный уголь на базисе порта Роттердама (на фото) резко пошли вверх / Reuters

Цена фьючерсного контракта на уголь при поставках на хаб в Роттердаме 1 октября достигла исторического максимума – $234 за 1 т, свидетельствуют данные торгов. Предыдущий максимум был зафиксирован летом 2008 г., когда уголь стоил $218,5 за 1 т.

С начала 2021 г. цена на уголь выросла более чем втрое. Большую часть сентября цена роттердамского фьючерса держалась в диапазоне $160–170 за 1 т, но 22 сентября котировки достигли $171,5 за 1 т. С того времени они поднялись на 36,4%.

Резкий рост цен на уголь наблюдается на фоне подъема цен на газ из-за нехватки запасов в подземных хранилищах газа (ПХГ) ЕС в преддверии зимы и энергокризиса в ЕС. По данным Gas Infrastructure Europe, 30 сентября, в последний день газового года, европейские ПХГ, включая Великобританию, были заполнены на 74,5%, в них было закачано 80,5 млрд куб. м газа. Это самый низкий объем закачки газа для конца сентября за последние восемь лет. По оценкам «Газпрома», ПХГ Европы отстают по заполненности от уровня прошлого года на 20,5 млрд куб. м.

Рекордно низкие объемы закачки в ПХГ наблюдаются на фоне беспрецедентного роста цен на газ как в Европе, так и в Азии. По данным платформы Refinitiv и расчетам «Ведомостей», по состоянию на 1 октября стоимость 1000 куб. м газа на голландском хабе TTF впервые в истории превышала $1200. В Азии же, согласно данным индекса PLATTS, средняя цена составила $1111 за 1000 куб. м.

Последствием роста цен на газ является прежде всего ускорение общего роста цен, говорит инвестиционный стратег «Арикапитала» Сергей Суверов. Он отмечает подъем текущей инфляции в Германии уже до 4,1%, а также социальные издержки для населения в виде превышающего инфляцию роста цен на электроэнергию и услуги ЖКХ.

В 2020 г. и в начале 2021 г. Европа закупала мало угля из-за стратегии декарбонизации (зеленая повестка ЕС предполагает постепенный отказ от сжигания ископаемого топлива и переход на низкоуглеродную энергетику. – «Ведомости») и его запасы значительно снизились, говорит руководитель отдела аналитических исследований Альфа-банка Борис Красноженов. Спрос на уголь вырос на фоне роста цен на газ выше $1200 за 1000 куб. м. и приближения отопительного сезона, отмечает он.

Европейские энергетики до последнего отказывались от угля и экстренно спохватились тогда, когда газ стал запредельно дорог, и это добавляет ажиотажа на рынке, указывает управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин. При этом большая часть поставок угля идет в Азию, преимущественно в Китай, поэтому Европа ощущает дефицит поставок, считает он.

В свою очередь, главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова полагает, что «сложившийся энергокризис не следует рассматривать как глобальное экономическое бедствие». По ее мнению, речь, скорее, идет об искажениях на отдельных рынках, но не о проблемах для экономики Европы в целом. При этом Орлова отметила, что сложившаяся ситуация может вывести на новый уровень проблему энергоперехода и подтолкнет развитие новых технологий в сфере энергетики. С ней согласен ведущий аналитик ФНЭБ Игорь Юшков, по мнению которого, европейские государства будут использовать этот кризис для еще большего развития ВИЭ, чтобы минимизировать зависимость экономик европейских стран от традиционных энергоресурсов.

Российский уголь уже разобрали

По данным Eurostat, Россия остается крупнейшим поставщиком угля в ЕС: ее доля в импорте в 2020 г. увеличилась до 68% по сравнению с 59% в 2019 г., а общие поставки российского угля в Европу составили 37,8 млн т. В начале сентября Минэнерго России прогнозировало, что поставки угля в Европу в 2021 г. сохранятся на уровне 2020 г.

Показатели угольной отрасли в России растут, свидетельствуют данные ЦДУ ТЭК, опубликованные 2 октября ТАСС. Добыча за девять месяцев 2021 г. выросла на 8,7% до 319,1 млн т, экспорт – на 8% до 161,4 млн т. Но сентябрьские данные ниже, добыча поднялась на 7,8% относительно того же месяца 2020 г. до 36,1 млн т, а экспорт и вовсе опустился на 1,5% до 17,9 млн т. В росте производства угля в России «очень велик эффект низкой базы, добыча упала на 10% в 2020 г.», указывает аналитик управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Александр Осин.

Представитель Минэнерго России заявил, что в министерство не поступало обращений от европейских стран или Китая по вопросам наращивания экспорта угля из России. Но европейские покупатели заинтересованы в увеличении поставок российского угля, сообщили «Ведомостям» источники в двух крупных угледобывающих компаниях России. Резко увеличить добычу и поставки в Европу угольщики не могут, говорят собеседники «Ведомостей» в угольных компаниях. Основные объемы законтрактованы по долгосрочным соглашениям, а на спотовый рынок поставки невелики, отмечает один из них. Уголь на внутренний рынок идет по госконтрактам для ТЭС и ЖКХ, перенаправить его на экспорт нельзя, поясняет собеседник газеты.

Значительно увеличивать добычу из-за кратковременного роста спроса в Европе компании также не готовы из-за отсутствия гарантий поставок в будущем, говорят источники. К тому же подъем добычи требует значительных инвестиций, добавляет один из собеседников «Ведомостей». Официальные комментарии угольные компании не предоставили.

Вагонов для Европы не будет

Запросы на перевозки угля значительно выросли со стороны большинства угольных компаний и тенденция усиливается, сообщил «Ведомостям» представитель ГК «Новотранс» (один из крупнейших железнодорожных операторов в России). Он отметил, что уголь идет на экспорт в Европу прежде всего через порты Северо-Запада (Усть-Луга), также значительно вырос угольный грузопоток через сухопутные погранпереходы в сторону Польши.

По данным РЖД, за девять месяцев 2021 г. погрузка угля выросла на 8,1% до 276,9 млн т, это 30% от всех грузоперевозок по железной дороге. Но в сентябре погрузка угля составила 30,8 млн т, что лишь на 2,3% выше, чем в том же месяце 2020 г.

Транспортное обеспечение роста поставок угля в Европу вагонами вызывает вопросы. В последние 5–6 месяцев спрос на вагоны под уголь идет по нарастающей во всех направлениях: не только на запад, но и на юг, и традиционно в восточном направлении, заявил «Ведомостям» источник в одном из железнодорожных операторов. Также идет массированный вывод парка из отстоя. Но у операторов есть трудности, связанные с дефицитом ремонтных мощностей, и обязательства по долгосрочным контрактам, говорит собеседник «Ведомостей».

Вагонный парк сильно ограничен и вывезти весь объем угля будет затруднительно, отмечают источники в нескольких железнодорожных операторах. Но представитель «Новотранса» говорит, что полувагонов в стране достаточно, для того чтобы нарастить объемы перевозок угля, железнодорожная инфраструктура на западном направлении также способна пропустить растущий грузопоток.

В портах «можно говорить о профиците мощностей по перевалке угля», считает заместитель гендиректора ИПЕМ Владимир Савчук. Он отмечает, что общий прирост мощностей по перевалке угля к 2030 г. превысит 130 млн т, уже в ближайшие годы можно ожидать ввода терминалов мощностью в десятки миллионов тонн.

Российские компании в основном законтрактовались на восточном направлении из-за слабого спроса в Европе в 2020 г. и перенаправить значительные объемы в ЕС не представляется возможным, считает Красноженов. Есть ограничения по пропускной способности железных дорог, по наличию вагонов, по обогатительным мощностям, указывает он. Гришунин подтверждает, что возможности ограничены вагонным парком, который задействован на востоке. Но 10 млн т до конца года вполне могут быть дополнительно поставлены в Европу, считает он. Из-за логистических ограничений сейчас Россия может увеличивать предложение на рынке в среднем лишь на 1–3% в год, полагает Осин.

Антрацит и дефицит

Предложение энергоугля во всем мире достаточно ограниченно, так как отрасль много лет сталкивалась с недостатком инвестиций, говорит Красноженов. США фактически свернули программу по расширению экспортной инфраструктуры для угля, поясняет он. На фоне проблем с инфраструктурой ограничено предложение угля из ЮАР, многие угольные проекты в Австралии не были реализованы, добавляет эксперт.

По данным МЭА, инвестиции в уголь в мире на фоне развития ВИЭ в 2020 г. снизились почти на 9%. Недофинансирование отрасли стало одной из основных причин текущего скачка цен, считает Осин. К этому привела политика регуляторного, санкционного и налогово-финансового сдерживания инвестиционной активности, поясняет он, уточняя, что риски дефицита инвестиций усилились в ТЭКе в целом. При этом в январе и феврале 2021 г. в Европе уже были существенные энергетические риски в результате массовой остановки ВИЭ в Германии из-за погоды, напоминает Осин.

Цены на уголь могут продолжить расти в IV квартале и будут во многом зависеть от динамики цен на газ, указывает Красноженов. Перейти к снижению цены могут в 2022 г., добавляет он. Разрешение проблем со стоимостью газа приведет к снижению цен на уголь, соглашается Гришунин. Произойдет это, скорее всего, ближе к весне, но если зима будет теплой, то несколько раньше, отмечает он. По оценке Осина, цены на уголь будут находиться возле отметки $200 за 1 т до конца года.