ЦБ повысил ставку: что будет с кредитами, депозитами и курсом доллара
Ставки по вкладам и кредитам повысятся, однако в разных сегментах будут свои особенностиВпервые за 2,5 года Банк России повысил ключевую ставку. О том, что период мягкой денежно-кредитной политики закончен, регулятор дал понять еще месяц назад, но почти никто из аналитиков не ожидал повышения ставки уже в марте. «Экономика восстанавливается более уверенно, растет внутренний и внешний спрос, – указала глава ЦБ Эльвира Набиуллина.
При этом усилилось инфляционное давление, повысились проинфляционные риски. В этих условиях мы начинаем возвращение к нейтральной денежно-кредитной политике». При этом она подчеркнула, что пока ключевая ставка не вернется в нейтральный диапазон – от 5 до 6%, – денежно-кредитные условия останутся мягкими. «Это продолжит поддерживать кредитование, которое в настоящее время растет годовыми темпами, близкими к максимальным в последние годы», – сообщила Набиуллина.
«Само по себе повышение на 0,25 п. п. к серьезным последствиям не приведет – проценты по кредитам для бизнеса если и возрастут, то практически незаметно, – считает доцент РЭУ им. Г. В. Плеханова Вадим Ковригин. – Средняя ставка по банковским кредитам уже включала риски невозврата и поэтому была значительно больше тех уровней, которые должны быть при текущей ключевой ставке». По его мнению, важнее другое: повышение ключевой ставки является сигналом к началу активного ужесточения денежно-кредитной политики. «Ранее Банк России заявлял о постепенном отказе от политики дешевых денег, здесь же он дал об этом явный сигнал рынкам», – подчеркивает он.
С Ковригиным соглашается и предприниматель, член генерального совета Партии роста Антон Любич, считающий, что текущее повышение ставки носит больше психологический характер. «Это «рекомендация» банкам снизить аппетит к кредитному риску, – объясняет он.
Полагаю, что ЦБ сейчас отыгрывает коронакризис. Ставку стоило повысить раньше, но это не делалось по социальным соображениям – в условиях пандемии, на фоне сокращения доходов людей не хотели лишать дешевого кредитования. Сейчас регулятор указал банкам, что кредитовать нужно тех, кто успешно приспособился к новым условиям». Разворот денежно-кредитной политики ЦБ тревожит бизнес-омбудсмена Бориса Титова. «Увеличение ставки на 0,25% серьезного влияния на экономику не окажет, однако в целом это не очень хороший сигнал, – отмечает он. – Есть опасения насчет дальнейшего увеличения, а со ставкой 6% о возврате экономического роста можно будет пока забыть».
Главный экономист по России и СНГ «ВТБ капитала» Александр Исаков говорит, что повышение ставки отразится в первую очередь на предприятиях, взявших кредиты по плавающей ставке. «По данным, которые публиковал Банк России, более 80% из кредитов по плавающей ставке привязано непосредственно к ключевой ставке, – указывает он. – Такое изменение структуры корпоративных обязательств означает, что эффекты от изменения уровня ключевой ставки для реального сектора значительно выросли».
При этом, отмечает Титов, снижение ключевой ставки в прошлом году не привело к масштабному снижению ставок по кредитам для бизнеса (не считая государственных программ). «Стандартная ставка до сих пор начинается от 11% – это много для развития производственного сектора.
Льготные кредиты получить можно, но список документов для этого включает до 42 позиций, – подчеркивает уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей. – Плюс требования по залогам сильно сужают возможности бизнеса».
В общем условия реальных банковских кредитов зависят от ключевой ставки лишь частично, заключает бизнес-омбудсмен. «Нужна политика двух ключей – и относительно низкая ключевая ставка, и снятие институциональных ограничений, включая сокращение числа документов для получения льготного кредита и снижение премии коммерческих банков за риск путем смягчения требований ЦБ к обеспечению и резервам по кредитам МСП».
Что же касается кредитов и депозитов в рознице, то они, скорее всего, начнут расти, но не сильно. «Понятно, что начался цикл повышения ставок, к концу года мы увидим ключевую ставку в диапазоне 5,5–6%,– прогнозирует руководитель ИАЦ «Альпари» Александр Разуваев. – Поэтому уже в ближайшее время рост депозитных ставок составит 0,5–0,75 п. п., кредитных – 0,5–1 п. п.».
«На горизонте трех месяцев можно ожидать повышения ставок по кредитам на 0,5–1 п. п.», – соглашается начальник управления торговых операций на российском фондовом рынке «Фридом финанс» Георгий Ващенко. При этом доходность депозитов, по его мнению, изменится минимально – в пределах 0,3%. Руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган ожидает повышения ставок по вкладам и кредитам не через три месяца, а уже на этой неделе. Но он согласен с коллегами, что сильным рост не будет: кредиты прибавят примерно 0,25 п. п., проценты по вкладам подрастут в пределах 0,15 п. п.
«Переход Банка России к циклу роста ставки повысит привлекательность вкладов, однако есть немаловажные частности: рынок находится в процессе перетока капитала со вкладов на фондовый рынок, повышения финансовой грамотности населения, увеличения доступности инструментов фондового рынка за счет внедрения мобильных решений, – отмечает начальник отдела экспертов «БКС мир инвестиций» Альберт Короев. – Государство поощряет этот процесс налоговыми льготами, так что такой тренд будет сохраняться». Что касается кредитов, то в целом деньги станут дороже. «Но, к примеру, ипотечный сегмент во многом ориентируется на льготную ипотеку и поддерживающие ее меры правительства, поэтому здесь влияние тоже не линейное», – указывает эксперт.
Руководитель отдела макроэкономического анализа ГК «Финам» Ольга Беленькая также отмечает, что начало выхода ЦБ из мягкой денежно-кредитной политики может способствовать укреплению курса рубля, но влияния на рынок госзаимствований не окажет. «В ценах ОФЗ уже заложена возможность повышения ключевой ставки до 5% к концу года, поэтому сильного давления на бумаги не ожидаем», – говорит эксперт.
«Повышение ставки на 25 п. п. не делает операции carry trade настолько выгоднее, чтобы инвесторы кинулись скупать рублевые инструменты, особенно на фоне существенно подешевевших американских трежерис, – считает аналитик отдела анализа акций ГК «Финам» Алексей Коренев. – Поэтому рубль, видимо, не будет пока покидать комфортные уровни между 73 и 77 руб./$». Совершенно очевидно, что динамика стоимости энергоносителей и санкционные риски сейчас воспринимаются рынком как более весомые факторы, чем ставка ЦБ, указывает он.