McKinsey обещает банкам еще год серьезных убытков
Коронакризис обойдется мировой банковской системе в половину годовой выручкиС 2020 по 2024 г. совокупная потеря выручки мировой банковской системы может составить от $1,5 трлн до $4,7 трлн, что эквивалентно отраслевой выручке за полгода. Для выхода из кризиса банкам придется серьезно пересмотреть свои бизнес-модели и максимально быстро реагировать на происходящие перемены. Такие прогнозы содержатся в ежегодном отчете McKinsey по международному банковскому рынку (есть в распоряжении «Ведомостей»).
Базовый сценарий McKinsey предусматривает, что безвозвратные потери достигнут $3,7 трлн, что эквивалентно выручке глобальной банковской отрасли более чем за полгода. В этом же сценарии рентабельность собственного капитала (ROE) банков продолжит снижаться: с 8,9% в 2019 г. до 4,9% в 2020 г. и до 1,5% в 2021 г. Для возврата к докризисным уровням ROE банкам придется действовать быстро, причем в гораздо более сложной обстановке, чем в минувшее десятилетие. «Из-за экономического кризиса период нулевых процентных ставок растянется, что повлечет за собой снижение чистой процентной маржи. Это заставит традиционных игроков пересмотреть свои бизнес-модели, в основе которых лежит посредничество в управлении рисками. Делать выбор между восстановлением капитала и выплатой дивидендов будет нелегко, а ухудшение рейтингов заемщиков приведет к обесцениванию активов, взвешенных по уровню риска. Это, в свою очередь, усугубит и без того сложное положение», – отмечает партнер McKinsey Мари-Клод Надо.
Но это не единственная проблема, с которыми столкнутся банки в предстоящий долгий период нулевых процентных ставок. «Кроме того, возникнет необходимость восстановить буферы капитала и произойдет обесценивание активов, взвешенных по уровню риска», – предупреждает старший партнер McKinsey Матьё Лемерль, автор отчета.
По прогнозам McKinsey, в ближайшие месяцы и годы банки столкнутся с двумя волнами проблем. Вначале возникнут серьезные убытки по кредитам, которые сохранятся, вероятно, до конца 2021 г. Однако почти все банки и банковские системы, скорее всего, сумеют это пережить. Затем на фоне сдержанного восстановления мировой экономики банки столкнутся с факторами, которые будут всерьез угрожать их текущей деятельности, и эта ситуация может продлиться до 2024 г. и далее. Однако авторы не видят больших угроз надежности банковского сектора, в том числе в России.
«Глобально банки учатся жить в условиях, когда кредитные доходы не будут больше приносить привычное количество прибыли. На большинстве рынков они сталкиваются с необходимостью «переизобрести» свою бизнес-модель, найти новые источники роста комиссионных доходов, сформировать новые сервисы для клиентов, научиться с помощью аналитики дополнительно кастомизировать решения под клиентов, чтобы увеличивать комиссионную составляющую своей прибыльности», – указывает руководитель направления по работе с финансовыми институтами McKinsey Илья Кубарь.
Существенно вырастет роль цифровых каналов и цифровых решений, банки будут уделять повышенное внимание развитию колл-центров и удаленных офисов, которые забирают большую долю сервисной составляющей в работе с клиентами. «Мы видим существенные возможности для банков в удаленной модели работы, в максимальной адаптации к возможности работы вне офиса, выходе на новые рынки труда, на рынки труда регионов в том числе. Банки однозначно будут думать об усилении своей рисковой функции в условиях пандемии и новой реальности следующих лет, адаптируя под нее стратегии помощи клиентам, стратегии более раннего понимания проблемности ситуации, наращивая набор решений, которые банки должны предложить, чтобы помочь клиенту выйти из кризисного положения», – убежден Кубарь.
Негативный эффект от экономического спада из-за COVID-19 считают основным вызовом банковской системе и другие эксперты. «Он отразится на прибыли сектора в следующем году после завершения моратория на банкротство заемщиков-юрлиц и отмены послаблений по резервированию реструктурированных кредитов юрлицам и физлицам, объем которых превысил 5 трлн руб. Кроме того, в следующем году мы ожидаем снижения уровня чистой процентной маржи в связи с дальнейшим уменьшением ставок по кредитам, которое банки не смогут полностью компенсировать, поскольку основной положительный эффект удешевления ресурсной базы на фоне понижения ключевой ставки пришелся на текущий год», – отметила Людмила Кожекина, директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
Прогнозы аналитиков McKinsey перекликаются по сути и с видением ситуации экспертами Fitch Ratings, которые также не ждут быстрого улучшения в экономике. «Восстановление мировой экономики укрепится и станет более уверенным с середины следующего года, когда будут внедрены вакцины против коронавируса и социальное дистанцирование начнет ослабевать», – говорится в последнем глобальном экономическом прогнозе Fitch Ratings.