Банки готовятся к снижению прибыли
Маржинальность бизнеса будет снижаться вместе с качеством кредитных портфелейПродолжающийся коронакризис, хоть пока и не принес российским банкам существенных потерь, уже в ближайшем времени может привести к снижению маржинальности банковского бизнеса. В предстоящем году банкиры не рассчитывают на прежнюю доходность, особенно в розничном сегменте, а чтобы поддержать приемлемый ее уровень, готовятся бороться буквально за каждого клиента. Таковы главные выводы панельной дискуссии в рамках ежегодной конференции S&P Global Ratings, темой которой стали основные вызовы для российских банков в 2021 г.
Анализируя состояние российской банковской системы, аналитики отметили, что она в целом устойчива в условиях краткосрочного стресса. «Банки начали год с более высоких показателей ликвидностей, чем те, которые они демонстрировали в предыдущие кризисные ситуации 2008 и 2014 гг., – отмечает Сергей Вороненко, директор направления «Финансовые институты» S&P Global Ratings. – У банков нет дефицита ликвидности, как это было в 2008 г., и стоимость ресурсов в разы ниже, чем это было в 2014 г. Если не произойдет непредвиденных шоков, то низкие процентные ставки сохранятся как минимум в течение следующего года». Но именно эти факторы в перспективе несут для банков и определенные риски. Вороненко сравнил ситуацию с низкими ставками со «сжимающейся пружиной, которая в какой-то момент может выскочить».
«По сути, за год ставки упали на 3 процентных пункта. Это немало, и это сугубо негативный фактор, который вообще никак пока банками не отражен. Пока банки получают от этого преимущество и прибыль. Но в следующем году длинные активы, выданные по более высоким ставкам, подойдут к концу, и вырастет давление на маржинальность бизнеса», – объясняет опасность для банков Сергей Монин, председатель правления Райффайзенбанка.
Несколько в ином свете видит ситуацию с низкими ставками Геннадий Салыч, председатель правления банка «Фридом финанс». «Ключевая ставка несколько раз в течение года обновляла исторические минимумы, а вслед за этим банки были вынуждены снижать стоимость кредитования, сохраняя при этом относительно дорогое фондирование по вкладам предыдущего года. В 2021 г., если не будет новых сильных движений ставки вниз (а это маловероятно), эффект разницы депозитных и кредитных ставок сойдет на нет, и банки смогут поддержать свою рентабельность», – полагает эксперт.
Банкиры говорят о том, что зарабатывать в условиях низких ставок становится очень трудно. «Сейчас, когда происходит обеднение массовых слоев, в принципе, надеяться на высокую доходность, особенно в розничном сегменте, не приходится. Поэтому вопрос лояльности клиентов, снижение их оттока станет самой насущной задачей маркетинга», – убежден Алексей Чухлов, главный финансовый директор и заместитель председателя правления Альфа-банка.
Рост ипотеки привел еще к одному явлению, которое вызывает опасения банкиров, – оттоку вкладов на первоначальные взносы по ипотеке. «Реально люди несут больше, чем 20%, привлекая для этого средства со вкладов. Кроме того, в целом будет сохраняться отток средств со вкладов на фондовый рынок, что будет влиять на банки, изменяя картину фондирования», – отметил Сергей Хотимский, первый заместитель председателя правления и член правления Совкомбанка. Еще одним фактором, который придется учитывать банкирам в ближайшей перспективе, станет работа с проблемными заемщиками, пострадавшими от ограничительных мер из-за COVID-19. Эксперты говорят и об общем падении качества ипотечных заемщиков – клиентов, удовлетворяющих требованиям риск-политик банков, уже практически не осталось. «Близок момент, когда наращивать портфели можно будет, только снижая требования к кредитному качеству и первоначальному взносу, что уже отчасти происходит», – считает Вячеслав Путиловский, младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА».
Банкиры утверждают, что в ближайшей перспективе им придется буквально бороться за каждого клиента в рознице. Одним из главных конкурентных преимуществ в таких условиях станут ставки по кредитам и депозитам. «Дополнительными конкурентными преимуществами может быть формирование пакетов качественных услуг с прозрачными условиями и без подводных камней», – считает Путиловский.
Представители банковского сектора отмечают, что конкуренция за клиентов растет уже как минимум пять лет. По мере того как ЦБ ужесточает требования к качеству размещения банковских активов, сжимается и база условно надежных заемщиков. «Банки перекупают клиентов друг у друга за счет программ рефинансирования, и данный тренд, скорее всего, продолжится еще не один год. Борьба однозначно будет идти в онлайн-сегменте: за счет продвижения на финансовых маркетплейсах, таргетированной рекламы и прямого маркетинга. Возможно, самый эффективный сегодня способ – это партнерские сети, когда активные клиенты-блогеры вовлекают свою аудиторию, продавая им продукты банка, рассказывая о своем опыте. Но это эффективно лишь в том случае, если сервис у банка действительно на высоком уровне. Большинству банков эта модель продвижения вряд ли поможет», – считает Салыч, объясняя это тем, что хороших сервисов наберется «пара-тройка десятков». Эксперт не видит смысла в конкуренции за счет более доходных вкладов или более дешевой, чем у остальных игроков, ипотеки. «Клиент сейчас хорошо информирован. Для него эти виртуальные доли процента разницы не являются аргументом», – убежден Салыч.