Правительство планирует вернуть налог на движимое имущество
Его отмена принесла больше вреда, чем пользы, соглашаются экспертыПравительство планирует восстановить налог на движимое имущество, который был отменен с 1 января 2019 г. Об этом сообщил замминистра финансов Алексей Лавров на ежегодном совещании председателя Совета Федерации со статс-секретарями. Он напомнил, что задача проработать вопрос отказа от льготы содержится в одобренных правительством основных направлениях налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021–2023 гг.
Эксперты называют возрождение налога на движимое имущество вполне оправданным: ожидаемого эффекта в виде обновления основных фондов компаний достичь за эти два года так и не удалось. Зато региональные бюджеты из-за этого налогового послабления потеряли ощутимую долю доходов. «Получился такой своеобразный дуэт негативных факторов – выпадение доходов и недостижимость цели льготирования, поскольку ввиду сложной экономической ситуации в стране предприятия воздерживаются от вложения свободных средств в технику без крайней необходимости», – поясняет председатель центра правовой защиты «Дело жизни» Иван Соловьев.
«Мы предупреждали, что в результате принятия этого закона будут большие выпадающие налоговые доходы в бюджеты субъектов РФ, так и произошло, – заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. – Освободить от налога стоило только новое оборудование, приобретаемое компаниями, но нас не послушали, все освободили». Выпадающие доходы регионов в 2019 г. оценивались Минфином в 183 млрд руб. Компенсировать их предлагалось повышением норматива перечислений от акцизов на крепкий алкоголь с 50 до 80%. «Нас заверяло Министерство финансов, что все выпадающие доходы субъектов будут компенсированы, – напомнила Матвиенко. – Но расчеты субъектов и расчеты Минфина разнятся в два раза. И даже выпадающие доходы, рассчитанные Минфином, так и не были компенсированы». В условиях дефицитного федерального бюджета и повсеместного уменьшения доходов региональных бюджетов идея о пересмотре этой льготы кажется ожидаемой, констатирует член Ассоциации юристов России Антон Бибаров-Государев.
Кроме того, отмена налога на движимое имущество привела к постоянным спорам бизнеса и налоговиков о том, что относится к этой категории, а что нет. «Начиная с 2019 г. налоговая признавала недвижимостью даже то, что никакого отношения к недвижимости не имеет, – рассказывает управляющий партнер юридической компании Enterprise Legal Solutions Юрий Федюкин. – По сути дела, сложился подход, что любое оборудование, которое имело хоть какое-то отношение к зданию, является частью этого здания и, соответственно, недвижимостью». «Мы настаивали, чтобы Минэкономразвития определило, что такое движимое имущество, – отмечает Матвиенко. – Но этого сделано не было, потому что это крайне сложно сделать».
Однако простое возвращение движимого имущества в налоговую базу имущественного налога стало бы серьезным ударом для многих предприятий. «Отмена этой льготы может понизить конкурентоспособность и без того не самого устойчивого малого и среднего бизнеса, – говорит Бибаров-Государев. – А с точки зрения региональных бюджетов – думаю, не во всех регионах его возвращение сможет заметно исправить ситуацию». Свой вариант решения проблемы предложил глава Минфина: снизить вдвое ставку налога как на движимое, так и на недвижимое имущество. «Возврат к идее налогообложения всех основных средств с одновременным понижением ставки налога является правильным», – уверен Федюкин. Правительство должно определиться со своим решением к марту 2021 г., сообщил Лавров.