Налоговые поступления увеличат без потрясений
Минфин рассказал, как будет меняться налоговая политика в ближайшие три годаПравительство представило Госдуме «Основные направления налоговой, бюджетной и таможенной политики на 2021–2023 гг.» (ОННП). В документ вошли почти все фискальные инициативы правительства и Минфина, озвученные с начала коронавирусного кризиса, включая снижение ставки страховых вносов для субъектов МСП, повышение эффективности льгот при добыче нефти, повышение «справедливости распределения природной ренты», умеренное повышение налогов на высокие доходы.
«Как и ожидалось, многие инициативы правительства по совершенствованию системы налогообложения направлены на увеличение доходной части бюджетной системы, – проанализировал документ для «Ведомостей» партнер, руководитель департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов. – Это касается корректировки НДПИ, повышения ставок акцизов, повышения налогообложения выплат за рубеж. Все это приведет к существенному росту доходов бюджетной системы».
Главная положительная новость – введение новых налогов ОННП не предусматривается. «Однако заявлено достаточно много инициатив, которые могут изменить сложившиеся практики и существовавшие долгое время подходы, – отмечает партнер департамента налогов и права Deloitte Наталья Кузнецова. – Например, в отношении НДС предлагается провести работу по подготовке изменений порядка определения места реализации работ/услуг и установления во всех случаях места реализации по стране нахождения покупателя».
В другом случае Минфин нашел решение споров при квалификации движимого имущества и применении соответствующих льгот. «В последнее время достаточно часто налоговые органы оспаривали применение льготы, не соглашаясь с квалификацией имущества в качестве движимого, – поясняет Кузнецова.
– ОННП предлагает снизить градус накала в спорах по этому вопросу, предусмотрев возможность отказа от исключения движимого имущества из объекта налогообложения при одновременном снижении предельной ставки налога на имущество организаций».
Целый ряд предложений направлен на упрощение налогового администрирования. «Полагаю, это будет хорошо воспринято бизнесом: корректировка налогового мониторинга, возможность для физических лиц уплачивать единый платеж за свои контролируемые иностранные компании, отмена декларирования по налогу на имущество для организаций и т. п., – перечисляет Орлов. – Не может остаться незамеченным и предложение правительства о предварительном уведомлении налогоплательщика о приостановлении операций по счетам в банке в случае неподачи отчетности. Бизнес давно ждал такого решения».
Но многие предложения эксперты восприняли настороженно. «Мое внимание привлекла задача «по уточнению норм законодательства в сфере трансфертного ценообразования», – отмечает Орлов. – По сути, речь идет о расширении перечня контролируемых сделок». Ранее этот перечень, напротив, сокращался, а потому такой разворот вызывает сомнения в целесообразности, считает он. «Новые контролируемые сделки могут быть протестированы на предмет рыночных цен теми методами, которые сегодня предлагает НК РФ, – обращает внимание эксперт. – В любом случае такое предложение требует дополнительной проработки».
При этом в документе Минфина не предусматриваются меры по совершенствованию налогообложения компаний, перешедших из зарубежных юрисдикций в специальные административные районы (САР). «Уже много лет бизнес говорил о необходимости пересмотра условий освобождения дивидендов и прибыли от реализации акций/долей, с тем чтобы сделать российские холдинги более привлекательными, – напоминает Кузнецова. – В частности, не раз предлагалось сократить размер доли участия, дивиденды от которого попадают под льготы (сейчас это 50%), или сократить сроки владения акциями/долями (сейчас – пять лет), чтобы иметь возможность применить освобождение прибыли от продажи акций/долей».
При этом один из пунктов ОННП предупреждает, что Минфин намерен пресекать злоупотребления «по применению налоговых льгот международными холдинговыми компаниями, осуществляющими деятельность в рамках САРов». Это встревожит потенциальных резидентов, которые и так с опаской изучают потенциал САРов.
Также в документе, который определяет фискальную политику страны на ближайшую трехлетку, не нашлось предложений, которые должны устранить структурные диспропорции и ответить на ряд уже очевидно актуальных вызовов, указывает директор Центра налоговой политики экономического факультета МГУ Кирилл Никитин. «Минфин ничего не говорит о том, как он намерен выравнивать налогообложение бизнеса – наибольшее налоговое бремя у нас сейчас несут те, кто не имеет возможности пролоббировать себе льготы и одновременно не имеет доступа к льготным спецрежимам, – т. е. средний и крупный несырьевой бизнес, который обеспечивает львиную долю роста ВРП, большую часть высокопроизводительных рабочих мест, несырьевой экспорт, заказы для малого бизнеса, – отмечает эксперт. – В документе нет даже наметок решения задачи по финансированию растущего дефицита внебюджетных фондов (ПФР, ФОМС). И нет даже постановки вопроса о решении, например, проблем, сопутствующих росту сектора самозанятых. И, конечно же, решения по изъятию сырьевой ренты, указанные в ОННП и уже принятые, – это ручные решения в виде реакции на мировую ценовую конъюнктуру». «Упадут цены на металл, вырастут на уголь – и снова придется вручную подкручивать НДПИ», – указывает Никитин.