Россия учится брать налоги с международных цифровых компаний
Минфин поддерживает предложения ОЭСР по налогообложению международных холдинговСтраны Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) согласовали основные принципы изменения системы налогообложения международных компаний, которые позволят увеличить налоговые сборы по всему миру в общей сложности на $100 млрд. Первый – пропорциональное распределение налоговых выплат в соответствии с тем, где находятся клиенты, покупающие продукты и услуги компаний, даже в случае их продажи через интернет. «Транснациональным компаниям будет предложено заплатить налоги в тех странах, в которых у них нет производства, которые не являются источниками капитала для бизнеса, а есть лишь рынок сбыта для их продукции», – объясняет партнер практики услуг в области международного налогообложения PwC в России Михаил Филинов.
Впервые вопросами справедливости подходов к налогообложению в ОЭСР задумались еще в 2013 г. Тогда эксперты обратили внимание на то, что в новом цифровом мире придется изменить подходы не только к ведению бизнеса, но и к его налогообложению. «У Карла Маркса основными факторами производства, которые способны приносить налогооблагаемую прибыль, считались труд, земля и капитал, а ОЭСР фактически предлагает добавить еще один фактор – рынок сбыта», – объясняет Филинов. Это приведет к перераспределению прибыли от налогов компаний, которые работают в цифровой экономике, – на ее часть смогут претендовать даже те страны, в которых нет официальных представительств транснациональных холдингов.
«Существенные недостатки в принципах налогообложения цифровых компаний сейчас приводят к тому, что эффективная ставка обложения их прибыли оказывается значительно меньше, чем у компаний других отраслей, – пояснили «Ведомостям» в российском Минфине. – Это связано с тем, что цифровые компании, как правило, имеют незначительное физическое присутствие пользователей в стране резидентства или вовсе не имеют такового».
Больше всего от предлагаемых ОЭСР новшеств может пострадать бюджет США, так как сейчас большая часть цифровых гигантов платят все свои налоги именно там. Неудивительно, что Вашингтон выступает против любых налогов на цифровых гигантов. «На протяжении долгого периода времени США фактически игнорируют и торпедируют все попытки наднациональных органов изменить налоговую ситуацию в данной сфере», – констатирует заместитель директора Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Татьяна Школьная.
Второй принцип, предлагаемый ОЭСР, – установление минимальной ставки корпоративного налога для международных компаний вне зависимости от их местонахождения. Так, если компания расположена в «налоговой гавани», остальные страны смогут взимать с нее налог по минимально установленной ставке, что снизит для бизнеса стимул переводить прибыли в юрисдикции с более низкими ставками налога. «По второму направлению предлагается уравнять налоговую нагрузку для транснациональных компаний до минимально возможного уровня при трансграничном налогообложении, – пояснил партнер департамента налогов и права Deloitte Геннадий Камышников. – В итоге страны с приемлемой ставкой налога, где работают транснациональные корпорации, смогут претендовать на дополнительною часть налога на прибыль, в случае если в каких-либо других странах он был минимальным (сейчас обсуждается 12,5%). Также предусматривается пересмотр ставок по выплачиваемым доходам в виде процентов и роялти».
Все эти новации могут быть приняты странами ОЭСР уже к середине 2021 г. Они позволят налоговым ведомствам увеличить сборы корпоративного налога на 4%, обещают авторы налоговых инициатив.
В Минфине РФ внимательно следят за трендами в сфере налогообложения международных компаний, хотя юридически Россия не должна внедрять новые правила вслед за принятыми ОЭСР решениями, так как не является членом этой организации. «Россия, опираясь на мировой опыт, планирует выработать новые подходы к налогообложению цифровых компаний, с тем чтобы налог на прибыль организаций уплачивался в бюджеты тех юрисдикций, где находятся клиенты цифровых компаний, где прибыли образуются в результате привлечения, взаимодействия и вкладов пользователей, – отмечают в Минфине. – Также Россия планирует выработать новые правила распределения прибылей в странах использования нематериальных маркетинговых активов».
Эксперты отмечают, что в некоторых странах подходы, озвученные ОЭСР, уже применяется. «Например, в Италии – одной из первых стран, где был введен такой налог, – под обложение подпадают те группы компаний, у которых мировая выручка от оказания цифровых услуг (например, от размещения рекламы в интернете) превышает 750 млн евро или если выручка от пользователей услуг, находящихся в Италии, превышает 5,5 млн евро, – приводит примеры нового подхода директор департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Антон Гребенчук. – В Испании установлен такой же порог мирового дохода (750 млн евро), однако страновой порог установлен на уровне 3 млн евро».
Очевидно, что Россия может много выиграть, присоединившись к мерам, которые предлагает ОЭСР. В частности, она сможет рассчитывать на часть прибыли цифровых холдингов как один из рынков сбыта, на которых те работают. При этом, не являясь членом ОЭСР, она сможет установить собственные пороги по выручке цифровых гигантов для признания компании обязанной доплачивать налоги в России. «Существенную часть цифрового контента российские пользователи потребляют у компаний-нерезидентов, смотря, например, YouTube или Netflix, используя Facebook или WhatsApp», – отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС Антонина Левашенко.