Минфин уточнил правила кредитования других стран
Эксперты отмечают, что возможности для отказа в кредитах существенно расширилисьСоциально-политические кризисы наряду с военными конфликтами и высокими кредитными рисками станут причинами для отказа Россией в предоставлении займов другим государствам. Соответствующие предложения содержатся в проекте постановления правительства «Об утверждении порядка предоставления РФ государственных кредитов иностранным государствам-заемщикам», подготовленном Минфином.
Документ устанавливает восемь категорий стран, которые не будут рассматриваться в качестве потенциальных заемщиков. Соответствие хотя бы одной из них может стать причиной для отказа в кредите. Первая категория – это страны, участвующие или завершившие участие в международной расширенной Инициативе по облегчению долгового бремени беднейших стран (в основном это африканские государства).
Вторая категория – страны, столкнувшиеся с военными конфликтами и социально-политическими кризисами. Третья – государства, в отношении которых действуют поддержанные Россией международные санкции, предусматривающие ограничения на предоставление внешнего финансирования. Четвертая категория – это страны, причастные к финансированию террористических и иных организаций, деятельность которых запрещена в России и мире. Далее следуют государства, допустившие дефолт по своим внешним долговым обязательствам, и страны, отнесенные Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к шестой и ниже группам странового кредитного риска.
К седьмой группе предлагается отнести страны с рейтингом долгосрочной кредитоспособности ниже уровня В- по классификации агентств Fitch Ratings или Standard & Poor’s или ниже уровня В3 по классификации Moody’s Investors Service. И наконец, последняя категория – это государства, по которым средняя за предыдущие три месяца стоимость суверенных кредитных дефолтных свопов (CDS) в долларах США на срок 10 лет превышает 800 б. п. по данным Bloomberg.
Удовлетворяют новым требованиям около 110 стран мира – например, Бразилия, Индонезия, Египет, Вьетнам, подсчитал заместитель директора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов. «Из них 40–45 богаче России, если измерять по ВВП на душу населения, так что в наших кредитах они особо не нуждаются», – говорит Куликов. Зато многим странам, которым Россия традиционно оказывает финансовую помощь, доступ к финансированию может быть перекрыт.
По оценкам ЦБ и Минфина, на 1 января 2020 г. Россия выдала ссуд и займов примерно на $40 млрд. Из них $15,8 млрд – бывшим странам СССР, «и по большей части это невозвратные долги», подчеркивает руководитель направления «Финансовые рынки» Экономической экспертной группы Игорь Беляков. Теперь щедрость Москвы заканчивается. «Самым жестким из новых критериев является категория риска ОЭСР, – отмечает Беляков. – Он отсекает от российского финансирования порядка 80 стран по данным на июнь, включая, например, Армению и Киргизию».
Серьезными проблемами новые российские требования могут обернуться для Венесуэлы. У нее наиболее значительный долг перед Россией по вооружениям – около $3,5 млрд – и к тому же дефолтный рейтинг, отмечает Беляков. Под угрозой потери финансовой поддержки от Москвы оказывается и Белоруссия. По информации белорусского минфина, долг этой страны перед Россией на июнь 2019 г. составил $7,6 млрд. «Перспектива новых российских кредитов Минску теперь будет зависеть от того, подпадет ли Беларусь под определение страны с социально-политическим кризисом в момент принятия решения о таком кредите», – подчеркивает Беляков.
В целом новые условия создают более ясные формальные рамки, показывающие в условиях мировой рецессии, по каким правилам мы готовы работать, считает научный руководитель департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Леонид Григорьев. «И это позитивно, так как предотвращаются чрезмерные ожидания мирового сообщества от РФ, – говорит он. – Также эти условия работают на снижение возможной (так было в прошлом) «домашней» тревоги граждан, которые опасаются, что при наших ограниченных ресурсах может быть значительное кредитование иностранных государств».
Однако выдача займов во многом зависит не от реального экономического положения страны, а от того, насколько данное государство вписывается во внешнеполитическую стратегию России, указывает доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Института государственной службы и управления РАНХиГС Кира Сазонова. «По этой причине такие государства, как Сирия или Венесуэла, вряд ли лишатся российской поддержки, – считает она. – В целом в антирейтинг Минфина попадают многие государства Африки и Азии, однако опять же финальное решение будет иметь выраженную политическую составляющую».
По ее словам, вызывает интерес пункт про государства, финансирующие террористические организации. «Дело в том, что списки террористических организаций в разных странах, например в России и США, существенно отличаются, – замечает Сазонова. – При этом отказ в предоставлении кредита со ссылкой на один из пунктов проекта фактически будет означать обвинение в государственном финансировании терроризма. Поэтому Минфину нужно будет как-то учитывать этот момент».
В Министерстве финансов «Ведомостям» заявили, что речь идет не об ужесточении критериев выдачи кредита, а об унификации в одном документе правил, которые работали и раньше. В ведомстве подчеркивают, что принятие нового документа «не ведет к автоматическому пересмотру положений межправсоглашений о предоставлении иностранным государствам-заемщикам государственных кредитов».