ЦБ рассказал, как россиян обманывают в банках
Самые частые нарушения – навязывание услуг и введение в заблуждение насчет их доходностейФинансовые организации навязывают гражданам продукты и услуги, вводят в заблуждение о доходности продуктов и способах расторжения договоров, а также проводят псевдоконсультации, сообщил Банк России. Так, только в 2019 г. ЦБ получил 3400 жалоб в отношении недобросовестных практик продаж, 2000 из них – в отношении навязывания в офисах кредитных организаций финансовых продуктов, говорится в новом докладе регулятора. В первом полугодии 2020 г. доля жалоб на кредитные организации среди всех поступивших в ЦБ жалоб выросла с 57,5 до 71,9%. Проанализировав их, регулятор описал 14 недобросовестных банковских практик, предложив меры по борьбе с ними. Такие, как «добросовестные» сценарии общения для банковских консультантов, аудио- или видеофиксация их разговоров с клиентами и переобучение сотрудников.
Впрочем, эксперты считают, что это не поможет исправить ситуацию. «Мисселинг (подмена продуктов, когда, например, вместо депозита клиенту предлагают инвестиционное страхование жизни, утверждая, что это практически то же самое. – «Ведомости»), навязывание продуктов и услуг, введение в заблуждение клиентов – эти проблемы ЦБ не может решить в течение пяти последних лет, – отмечает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин. – Рекомендация записывать общение сотрудников банка с клиентами тоже не решит эти проблемы из-за ее юридического статуса – выполнять ее не обязательно».
Не способствуют решению проблемы мисселинга и другие меры, уже принимаемые Банком России. «Основной путь – повышение финансовой грамотности инвесторов, – считает руководитель образовательных проектов AssetAllocation.ru, FinWebinar.ru Сергей Спирин. — К сожалению, существующие сегодня окологосударственные программы финансовой грамотности (под эгидой Банка России, Минфина, Роспотребнадзора и т. п.) обучают инвесторов совсем не тому, чему надо было бы обучать, в том числе крайне мало внимания уделяя борьбе с мисселингом».
В других странах уже есть примеры успешной борьбы с недобросовестным поведением финансовых организаций, отмечают эксперты. Так, в Великобритании по результатам расследования было принято решение о полном возврате всех денежных средств клиентам, в отношении которых применялись недобросовестные практики. В итоге банки вернули гражданам в общей сложности порядка 50 млрд фунтов. «Этот прецедент быстро остановил недобросовестные практики в Великобритании», – отмечает Янин. Кроме того, в борьбе с недобросовестными практиками помогут законодательные изменения, которые дадут гражданам возможность получать свои деньги обратно, считает эксперт.