Путин подписал закон о финансовых маркетплейсах в России
Доля безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли в 2019 году выросла до 64,7%Доля безналичных платежей в совокупном обороте розничной торговли в 2019 г. выросла до 64,7%, сообщил Банк России в аналитической справке во вторник. По сравнению с 2018 г. прирост составил 9,1%. В этом году эксперты ожидают еще большего роста дистанционных услуг благодаря введению режима самоизоляции во время распространения коронавирусной инфекции.
«Если говорить про востребованность системы, то в июне по сравнению с февралем она выросла в два раза, поскольку сейчас клиенты гораздо охотнее пробуют возможности дистанционного обслуживания», – рассказал «Ведомостям» директор розничного бизнеса СКБ-банка Алексей Луценко. Аналогичную тенденцию отметили и в Совкомбанке. «После введения карантинного режима банк пересмотрел и упростил требования по онлайн-операциям, минимизируя потребность клиентов в посещении отделения. Клиентам 95% операций доступны в удаленном формате», – сообщили «Ведомостям» в его пресс-службе.
Однако часть финансовых операций все еще невозможно перевести в онлайн. «Есть процессы, от которых нельзя отказаться, – поясняет Луценко. – Например, если речь идет о сложных и дорогих продуктах, требующих детального разъяснения. Кроме того, есть клиенты, которым привычно живое общение с банком».
Пандемия стала хорошей лакмусовой бумажкой того, насколько банковский сектор был готов к полному переходу на удаленную работу, считает главный аналитик ГК «Алор» Алексей Антонов. «В сравнении, например, с западными банками российские продемонстрировали большую устойчивость к спросу на онлайн-обслуживание, – говорит он. – В подтверждение можно привести выводы международных консультантов Boston Consulting Group. По их наблюдениям, процент российских банков, которые могут работать полностью в онлайне, гораздо выше, чем среди иностранных коллег».
Большинству финансовых организаций пришлось развивать дистанционные форматы предоставления своих услуг по принуждению регулятора. «Финансовые власти активно стимулировали развитие цифровизации в последние годы: были созданы Единая биометрическая система, Единая система идентификации и аутентификации, Система быстрых платежей, обеспечено соответствующее нормативно-правовое сопровождение изменений с учетом мнений представителей финансовой отрасли», – рассказал инвестиционный стратег «БКС премьера» Александр Бахтин.
Еще одна новинка, которую продвигает ЦБ, – финансовые маркетплейсы. Закон о них подписал в понедельник президент Владимир Путин. В первую очередь документ ориентирован на запуск проекта финансового маркетплейса самого Банка России, где свои услуги гражданам смогут предлагать все финансовые организации. Планируется, что на новой площадке клиенты смогут совершать юридически значимые финансовые сделки, подтверждать достоверность которых будет система на базе Национального расчетного депозитария.
На первом этапе в системе будет участвовать всего 12 банков, но со временем их число вырастет. «В стартовой версии маркетплейса мы не будем принимать участие по техническим причинам, так как маркетплейс не поддерживает мультивалютные вклады, а у нас все вклады мультивалютные, – рассказали «Ведомостям» в пресс-службе «Тинькофф банка». – Маркетплейс же будет запускаться именно с вкладами в качестве первичного продукта. Мы планируем участвовать в маркетплейсе по мере появления в нем других продуктов».
Новый закон предоставляет возможность создания маркетплейсов не только Центробанку, но и другим участникам рынка. «В долгосрочной перспективе это должно позитивно повлиять на цифровизацию финансовых услуг, которые можно будет получать не только через приложения и сайты, но и через специальный агрегатор-маркетплейс. С точки зрения финансовой доступности это плюс», – поясняет исполнительный директор Ассоциации краудфандинга Кирилл Косминский.
При этом в законе установлено принципиальное ограничение для оператора финансовой платформы: размер его собственных средств должен быть не менее 100 млн руб. «Такое требование не позволит регистрироваться в реестре Банка России стартапам», – отмечает руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко. Это позволит существенно снизить риски для клиентов маркетплейсов.