Россияне вернулись в магазины

Покупки гаджетов, бытовой техники, одежды и обуви в России резко выросли, а лекарств и алкоголя упали. Но скоро посткарантинный потребительский бум завершится
После окончания карантинных мер пришли за покупками те, кто не успел изменить свои потребительские привычки, не перешел на онлайн-покупки и решил дождаться возобновления работы офлайн-магазинов
После окончания карантинных мер пришли за покупками те, кто не успел изменить свои потребительские привычки, не перешел на онлайн-покупки и решил дождаться возобновления работы офлайн-магазинов / Mladen ANTONOV / AFP

После трех месяцев экономии россияне вновь стали тратить деньги в магазинах. В лидерах спроса компьютеры, бытовая техника, одежда и обувь. При этом продажи лекарств и алкоголя, на которые резко подскочил спрос в период карантина, заметно снизились, выяснил Сбербанк.

«В начале месяца был зафиксирован выраженный всплеск трат. В результате на протяжении всей первой половины июля потребление держится на уровне 2019 г.», – отмечается в исследовании лаборатории Сбербанка по анализу и обработке больших данных «Сберданные».

Одной из главных причин покупательской активности россиян аналитики «Сбера» считают получение социальных выплат в первых числах июля. Как результат, за неделю с 6 по 12 июля прирост трат в непродовольственных категориях составил 8,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Сильнее всего выросли покупки товаров из категории «компьютеры и ПО» (+71,1%). Далее идут «универсальные магазины» (+28,1% г/г), «бытовая техника и электроника» (+27,0% г/г), а также «одежда, обувь и аксессуары» (+14,1% г/г).

При этом зафиксировано снижение спроса на лекарства и медицинские товары (-5,4% год к году), а также алкоголь (-2,2%). В исследовании для сравнения приводятся данные за апрель, когда рост потребления в категории «траты в винных магазинах» составлял 18,5%, в мае – 21,9%.

Аналитики Сбербанка также обращают внимание на оживление потребительского спроса в секторе услуг. «Отмечается устойчивое восстановление расходов на поездки и путешествия. Объем расходов на авиабилеты по итогам прошлой недели оказался на 35,5% ниже уровня 2019 г., при том что еще в июне падение превышало 67% г/г. Траты в категориях «отели» и «турагентства» снижаются на 40% г/г и 36% г/г соответственно. Это значительное улучшение по сравнению с прошлым месяцем, когда изменение составляло порядка -80% г/г. Таким образом, можно говорить о последовательном восстановлении в наиболее пострадавшей от пандемии отрасли – туризме», – констатируют аналитики «Сберданных».

Опрошенных «Ведомостями» экспертов результаты наблюдений Сбербанка не удивляют. «Увеличение трат на непродовольственные товары, бытовую технику и электронику, вероятнее всего, является результатом отложенного спроса. После окончания карантинных мер пришли за покупками те, кто не успел изменить свои потребительские привычки, не перешел на онлайн-покупки и решил дождаться возобновления работы офлайн-магазинов», – говорит эксперт New Riga Finance Club Александр Зюриков.

Однако скоро период активных трат для россиян завершится. «Причин для этого несколько: снижение финансовых возможностей граждан, переход от модели потребления к модели накопления, а также замедление потребительского кредитования», – отмечает аналитик ГК «Финам» Алексей Коренев. Действительно, банки стали намного строже подходить к оценке платежеспособности потенциальных заемщиков. Сейчас банковские эксперты относят к категории потенциально рискованных 30–50% клиентов, желающих получить кредит. То есть, по сути, практически каждый второй житель страны, с их точки зрения, может легко оказаться в ситуации, когда будет не в состоянии вернуть заем. «Опасения банкиров понятны: доходы россиян продолжают падать, многие потеряли работу вовсе или столкнулись со снижением зарплаты либо переводом на сокращенный график работы, – указывает Коренев. – Так что, пока ситуация на рынке труда не стабилизируется, а доходы россиян не начнут расти, кредитные учреждения будут вести себя крайне осторожно, снижая объемы необеспеченного кредитования, сворачивая программы POS-кредитования и сокращая объемы выдачи кредитных карт. Сжатие объемов потребительского кредитования, естественно, негативно отразится и на объемах покупок товаров и услуг».

По оценке заместителя руководителя информационно-аналитического центра «Альпари» Натальи Мильчаковой, «сегодня активно тратить деньги на покупки готова только небольшая, но наиболее добросовестная и платежеспособная часть населения, у которой нет проблем с получением кредитов». Она считает, что отложенный спрос на товары, услуги и «особенно сферу развлечений» может сохраниться в ближайшие несколько месяцев, но «это не будет новым потребительским бумом».