Россияне стали чаще покупать водку в большой таре
Потребовалось создать запасы на время самоизоляцииРоссияне во время самоизоляции нарастили покупку алкоголя в большой таре, выяснила исследовательская компания Nielsen (ее данные учитывают продажи в городах с населением от 10 000 человек).
В апреле 2020 г. потребители приобрели водки в упаковке свыше 1 л на 19% больше, чем в апреле 2019 г. До этого спрос на такую фасовку сокращался: с марта 2019 г. по апрель 2020 г. ее продажи в упаковке более 1 л сократились на 26%. Продажи виски в таре 1–2 л увеличились на 52%, тогда как в среднем по году они сократились на 5%, по оценке Nielsen.
Nielsen объясняет это тем, что россияне во время самоизоляции запасались алкоголем, а крупная посуда для этого удобнее. Заметнее всего выросли продажи крепкого алкоголя в таре объемом 0,7, 1 и 2 л. «Магнит» согласен с исследованием Nielsen и отмечает заметный рост спроса на продукцию в таре большего размера, говорит представитель одного из крупнейших ритейлеров.
Тенденцию подтверждают и данные продаж водки с начала года. В январе – мае продажи водки в литровой таре выросли на 20%, говорит президент Союза производителей алкогольной продукции Игорь Косарев. А вот продажи водки в стандартной упаковке 0,5 л практически не изменились год к году, но именно она остается самой популярной – на нее приходится более 70% продаж, замечает он.
Рост популярности большой тары можно объяснить тем, что себестоимость литра алкоголя в большой упаковке ниже, а значит, и розничная цена выгоднее, считает Косарев. Кроме того, если раньше люди могли выпить в гостях или в ресторане, то сейчас употребляют спиртное в основном дома, логичнее делать запасы в более крупной таре.
Еще год назад Nielsen сообщала об обратном: продажи водки росли только в маленькой упаковке – 0,1, 0,25 л и т. п. Они обычно располагаются на видном месте в прикассовой зоне в магазинах, позволяют купить небольшую порцию и попробовать премиальные бренды, напоминает Nielsen. В апреле 2020 г. темпы роста продаж водки, виски и бренди в такой упаковке существенно затормозились. Продажи водки в упаковке 0,25 л в январе – мае выросли на 10%, говорит Косарев.
В марте Nielsen зафиксировала всплеск продаж алкоголя в крупнейших торговых сетях, тогда темпы прироста продаж значительно превышали среднегодовые по водке, пиву, виски – россияне делали запасы алкоголя.
Но в дальнейшем спрос стабилизировался. По итогам января – апреля продажи водки выросли на 4% до 23,5 млн дал, вина – на 7% до 16,7 млн дал, игристых вин – на 4% до 4,7 млн дал, по данным Росалкогольрегулирования (РАР). Продажи коньяка за четыре месяца остались практически неизменными – на уровне 3,7 млн дал. Рост продаж водки связан не с ростом потребления, а с легализацией рынка: люди потребляют больше легального алкоголя и меньше нелегального, уверяет Косарев.
Продажи пива за I квартал снизились на 2% до 136,5 млн дал, по данным РАР. Повышенный интерес к пиву в упаковке большего объема отмечает и директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев. Из-за сложной экономической ситуации и снижения покупательной способности потребитель все чаще выбирает более доступные бренды, а они, как правило, продаются в большой упаковке, объясняет он.
У «Татспиртпрома» во время самоизоляции самым большим спросом пользовался крепкий алкоголь объемом 0,25 л (18–20% всех продаж) и 0,5 л (58% продаж), а пиво независимо от периода наиболее востребовано в объеме 1,5 л, говорит представитель компании.
Обычно в кризис люди с больших упаковок переходят на меньшие по объему, потому что все чаще выпивают в одиночестве, говорит директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Но сейчас ситуация необычная, указывает он: многие люди не ходят на работу и стараются реже выходить из дома – логично покупать алкоголь в большей таре. Будет ли это долгосрочной тенденцией, зависит от того, как быстро нормализуется экономическая обстановка в стране, полагает Дурдыев.