Чиновники оценили план восстановления экономики в 8 трлн рублей

Но малому и среднему бизнесу, а также населению новой масштабной поддержки не обещается
Бюджету поддержка экономики обойдется примерно в 6 трлн руб. в виде расходов и недополученных доходов, 2 трлн составят инвестиции в инфраструктуру
Бюджету поддержка экономики обойдется примерно в 6 трлн руб. в виде расходов и недополученных доходов, 2 трлн составят инвестиции в инфраструктуру / Reuters

«Ведомости» ознакомились с проектом плана восстановления экономики, который готовит правительство. По словам двух федеральных чиновников, подтвердивших достоверность копии документа, в таком виде он был внесен в правительство поздно вечером 25 мая.

Общая стоимость плана – около 8 трлн руб. за 2020–2021 гг. Бюджету поддержка экономики обойдется примерно в 6 трлн руб. в виде расходов и недополученных доходов, 2 трлн составят инвестиции в инфраструктуру, в том числе внебюджетные. В общую сумму входят траты и на ранее одобренные меры помощи населению и бизнесу. Еще более 700 млрд руб. могут стоить пока не проработанные «прорывные инициативы» правительства – раздел с ними прилагается к проекту плана.

Наряду с инфраструктурными проектами самые дорогие разделы плана – поддержка различных отраслей, а также регионов – свыше 1,5 трлн и 1 трлн руб. соответственно. Малому и среднему бизнесу, а также населению новой масштабной поддержки не обещается.

Окончательная версия плана должна быть внесена в администрацию президента 1 июня. Часть предложений может быть исключена во время обсуждения плана в правительстве, предупреждают два федеральных чиновника. Представители Минэкономразвития, отвечавшего за внесение плана в Белый дом, и правительства не ответили на запросы «Ведомостей» вечером во вторник. А представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова, курировавшего подготовку плана, отказался от комментариев.

Из-за кризиса российская экономика столкнется с «навесом» безработицы, которая продолжит расти по мере сворачивания временных мер поддержки занятости, со снижением доходов населения, сокращением инвестиций и медленным восстановлением отраслей, которые не работали из-за пандемии, перечисляются проблемы в документе. Пока целые сектора экономики оставались закрытыми, формировался «навес» реструктурированных кредитов, отложенных платежей и новых кредитов, что создает риски неплатежей и проблем во всех остальных отраслях. Неясно, какой будет экономика после снятия всех ограничений – структурные изменения потребительского спроса могут замедлить восстановление целых секторов, признают авторы плана. Но они видят в кризисе и возможности для экономики – развитие новых форм занятости и обучения, упрощение регулирования для бизнеса, увеличение экспорта.

К концу 2021 г. власти рассчитывают снизить безработицу до 5% (в апреле она выросла до 5,8%), разогнать темпы роста экономики до 2,5%, инвестиций – до 4,5%, реальных зарплат – минимум на 2,5%, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна быть меньше, чем в 2019 г. (13%). Восстановиться экономика должна к декабрю 2021 г., когда она будет полностью открыта и начнет устойчиво расти.

Минэкономразвития в официальном прогнозе ждет, что за 2020 г. экономика упадет на 5%, в 2021 г. произойдет отскок и ВВП вырастет на 2,8%, а в 2022 и 2023 гг. его рост ускорится до 3 и 3,1% соответственно.

Строители планов

В проекте плана делается ставка на поддержку инвестиций, в том числе в инфраструктуру. Это же одна из основных целей экономической программы Владимира Путина на этот его президентский срок – к 2024 г. доля инвестиций в ВВП должна вырасти до 25% с 20,6% в 2018 г.

Инвестиции крупного частного бизнеса в плане предлагается поддерживать с помощью соглашений о защите и поощрении капиталовложений, расширив круг проектов и отраслей, которые могут их заключить и получить поддержку государства. Инвестиции госкомпаний власти поддержат субсидиями и докапитализацией. Во сколько обойдется бюджету такая поддержка госкомпаний, в проекте плана не говорится. Правительство традиционно делает упор на создание преференций для новых инвестпроектов и под создание рабочих мест, говорил ранее главный аналитик BCS Global Markets Владимир Тихомиров, такая модель поддержки, как и в прошлые кризисы, приведет к новому витку огосударствления экономики.

Государство не собирается отказываться от инвестиций в инфраструктуру. В документе власти подтверждают намерения выполнить нацпроект «Безопасные и качественные дороги» и даже рассчитывают ускориться – сделать это на год раньше, чем собирались, то есть в 2023 г. Предусмотрена и реализация проектов из комплексного плана развития и модернизации инфраструктуры – например, расширение БАМа и Транссиба, строительство автотрассы из Москвы в Казань. Авторы документа даже планируют новые проекты – например, построить и реконструировать участки автодороги «Сибирь» из Новосибирска в Иркутск, в частности, – Северо-западный обход Кемерова стоимостью 45,3 млрд руб. Ранее о необходимости такого проекта говорил Белоусов.

На поддержку отдельных отраслей чиновники предлагают потратить более 1,5 трлн руб. Ключевые инструменты – субсидии, госзакупки и госгарантии. Так, авиационной промышленности чиновники готовы предоставить почти 140 млрд руб. госгарантий по кредитам на закупку 59 судов Sukhoi Superjet 100. Еще 62 млрд руб. может быть направлено на поддержку лизинга, 17,5 млрд – на субсидирование региональных авиаперевозок. Помощь могут получить и железнодорожные перевозчики – 16 млрд руб. на возмещение простоя во время эпидемии. Туристическим компаниям предлагается компенсировать половину процентов, уплачиваемых по кредитам, также для них может быть снижен НДС (как именно, не указано, но выпадающие доходы чиновники оценивают в 11,7 млрд руб. ежегодно).

Помощь по адресу

Новые выплаты малому и среднему бизнесу проектом плана не предусмотрены, как и существенное увеличение поддержки населения. На дополнительные социальные выплаты предлагается направить 180 млрд руб. Среди этих мер – повышение до средней зарплаты с 2021 г. пособия по временной нетрудоспособности родителям, ухаживающим за больным ребенком до 7 лет; повышение выплаты детям в возрасте от 3 до 7 лет до прожиточного минимума (в Москве почти 20 000 руб.), если доход семьи не превысит прожиточного минимума. При этом будут изменены критерии нуждаемости семей. Социальная поддержка должна быть более адресной, следует из документа – к декабрю 2020 г. будет установлен единый подход к определению состава семьи и ее доходов, на основе которого будет приниматься решение, нужна ли такой семье помощь.

Малому и среднему бизнесу в дополнение к уже одобренным мерам (например, снижение страховых взносов обойдется бюджету в 2020–2021 гг. в 850 млрд руб., а налоговые каникулы во II квартале 2020 г. – в 89 млрд) обещано в основном упрощение регулирования. Его ждет упрощенная процедура банкротства, сокращение издержек с помощью системы быстрых платежей ЦБ, снижение административной нагрузки и т. д. Мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса предлагается продлить до конца 2021 г., а внеплановые – серьезно ограничить.

Новых серьезных налоговых послаблений бизнес вряд ли дождется в ближайшее время, единственная значимая идея, которую, скорее всего, реализуют – переходный налоговый режим между малым и средним бизнесом, отмечает руководитель бухгалтерского направления «Актион-МЦФЭР» Ольга Зотова. Бюджету эта мера обойдется в 2021 г. в 20 млрд руб., говорится в плане. Бизнесу важно, чтобы восстановился спрос и появилась возможность заработать, регуляторных послаблений для этого недостаточно, считает предприниматель Алексей Петропольский (владеет гостиницей, сетью кофеен в Москве и юрфирмой), но пока государство больше действует по схеме «все решится само».

План по-прежнему выглядит несбалансированным, говорит замдиректора ЦМАКП Владимир Сальников. В документе есть полезные идеи, например, сделан акцент на цифровизации, предлагается упростить перевод сотрудников на удаленный режим работы, но ключевая проблема – отсутствие приоритетов, продолжает он, а главное – неясно, в какую реальность экономика вернется после острой фазы кризиса.

Еще одно упущение – отсутствие мер предотвращения распространения эпидемии и консервативного прогноза на случай второй волны вируса, говорит Сальников. О риске повторных волн заболеваемости до появления вакцины вплоть до 2021 г. предупреждали, в частности аналитики Boston Consulting Group (BCG), называя именно такой сценарий «тяни-толкай» наиболее вероятным из четырех вариантов кризиса. В случае реализации именно такого сценария российский ВВП может упасть на 7–10%, а экономике придется перейти к «контролируемому риску» – открываться и закрываться в зависимости от числа заболевших людей.

Гибкий рынок труда

Для развития рынка труда чиновники предлагают смягчить правила Трудового кодекса. Например, упростить условия перевода сотрудников на удаленный режим работы, установить минимальную почасовую ставку, чтобы компаниям было проще привлекать работников на неполное рабочее время. А также предусмотреть возможность заключать срочные трудовые договоры, которые потом можно будет сделать бессрочными.Изменение трудового законодательства поможет людям зарабатывать из дома, отмечает Зотова. Временную подработку хотят сделать более прозрачной, а для тех, кто трудится в компании не более трех месяцев и неполный день, установят минимальную стоимость часа работы, говорит она.