В кризис министерства пытаются усилить свое влияние на экономику

Они предлагают расширить их полномочия и выделить им дополнительные деньги
Reuters
Reuters

Министерства предложили меры поддержки различных отраслей стоимостью свыше 1,3 трлн руб. – в виде прямых расходов бюджета и выпадающих доходов. Собраны они в проекте национального плана восстановления экономики, который сейчас готовит правительство. «Ведомости» ознакомились с копией части этого документа, касающейся помощи отраслям. Ее подлинность подтвердили федеральный чиновник и человек, знакомый с содержанием плана. Часть этих мер, уже одобренных президентом Владимиром Путиным, может обойтись федеральному бюджету в 190 млрд руб.

Окончательная версия плана должна быть внесена в правительство 25 мая, а в администрацию президента – 1 июня. Пока чиновники обсуждают свод предложений отраслевых министерств. Изменения вносятся в план по несколько раз в день, рассказывает человек, знакомый с разработкой плана, поэтому говорить, что точно утверждено, а что нет, невозможно. Версия документа, с которой ознакомились «Ведомости», датирована 19 мая. Многие из предложений министерств были отклонены Минэкономразвития, значительная часть их идей, как говорится в документе, еще требует проработки.

Представитель первого вице-премьера Андрея Белоусова, который курирует разработку плана, не стал комментировать проработку плана. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков не ответил на запрос «Ведомостей». План обсуждается каждый день у премьер-министра со всеми членами правительства и будет представлен в установленный срок, говорит представитель Минэкономразвития.

Проект плана затрагивает все отрасли: часть мер предусматривает системную поддержку экономики, часть – помощь отдельным секторам. Основные инструменты – бюджетные субсидии, закупки, снижение налоговой нагрузки, компенсация расходов компаний, льготные кредиты и лизинг, госгарантии, т. е. широкий набор стандартных мер.

Например, для поддержки автопрома до 1 декабря переносится выплата утилизационного сбора (в 2019 г. доходы от него составили 225 млрд руб.) – такое поручение уже дал президент, говорится в проекте плана. Есть в документе и предложения, которые могут привести к серьезному снижению налоговой нагрузки и потерям бюджета. Так, для торговли предлагаются налоговые каникулы по НДС – отмена налога на полгода, причем по всей цепочке движения товаров. Но эта мера, по мнению Минэкономразвития, требует проработки, говорится в проекте плана. Представитель министерства, а также его коллеги в Минпромторге эту идею не комментируют.

Системные меры сводятся к поддержке спроса с помощью закупок государства и госкомпаний – например, по поручению президента будут перенесены на 2020 г. закупки, запланированные на 2021 г. (на это бюджет дополнительно потратит более 7 млрд руб. в 2020–2021 гг.). В 2019 г. государство закупило на 8,2 трлн руб., а за 2020 г. – на 3 трлн. Расходы госкомпаний были существенно выше – 22,4 трлн и 8,6 трлн руб. соответственно. Госзаказ может серьезно помочь взбодрить рынок и спрос в некоторых направлениях, считает управляющий директор и партнер BCG Сергей Перапечка, например на средства защиты, быструю диагностику заболеваний, устройства для самостоятельного тестирования, программное обеспечение, робототехнику.

Для помощи большинству отраслей чиновники предлагают увеличить госгарантии по кредитам. На госгарантии в трех пакетах антикризисных мер власти уже зарезервировали более 1 трлн руб. Также почти всем отраслям чиновники предлагают выделять субсидии, некоторые их программы уже одобрены президентом. Например, в автомобильной промышленности – программы субсидирования газомоторного транспорта и аренды автотранспорта (почти на 6 млрд руб.), в авиационной – региональных перевозок и компенсации расходов на лизинг (5 млрд руб.). Большинство мер еще обсуждается, например предоставление металлургам более 40 млрд руб. на софинансирование модернизации тепловых и водопроводных сетей.

Отраслевые министерства предлагают не отказываться от инвестиций в инфраструктуру. Так, для проектирования и строительства транспортной инфраструктуры в 2020–2021 гг. чиновники предлагают выделить 300 млрд руб. – в том числе из фонда национального благосостояния. В нацпроектах и госпрограммах предлагается отдать приоритет в 2021–2023 гг. инвестиционным расходам, экономя ради этого на других тратах. Представитель Минфина отказался комментировать план до его утверждения. В этом году «если экономить, то на еще не начатых проектах. Мы от них не отказываемся, они будут реализованы, но чуть позже», говорил ранее министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям».

От госкомпаний чиновники ждут, что они сохранят инвестиционные программы. В 2020 г. только несколько крупнейших компаний с госучастием (например, «Роснефть», «Газпром», РЖД) собирались потратить на инвестпрограммы около 4 трлн руб., следует из данных самих компаний и Минэкономразвития. Как именно чиновники собираются поддерживать госкомпании – в проекте плана не указано. Ранее Путин одобрил выпуск РЖД бессрочных облигаций для финансирования инфраструктурных проектов на 370 млрд руб. Механизм выпуска бессрочных облигаций может быть затем растиражирован, рассказал 21 мая министр экономического развития Максим Решетников и добавил, что Минэкономразвития ведет переговоры с госсектором, чтобы компании не сокращали инвестпрограммы.

Многие предложения отраслевых министерств были отклонены Минэкономразвития, говорится в документе. Некоторые ведомства добивались увеличения своего влияния на экономику, например предлагали подчинить им напрямую госкомпании или расширить госсектор в курируемых ими отраслях. Так, Минстрой хотел создать единого госзаказчика в сфере строительства транспортной и гражданской инфраструктуры. Чиновники хотели дать право заказчикам серьезно менять в одностороннем порядке условия госконтрактов в судостроении. Министерства увидели для себя разные возможности, замечает человек, знакомый с разработкой плана, но конструкция должна оставаться сбалансированной, предложения анализируются, корректируются и иногда отклоняются. Представитель Минстроя не ответил на запрос «Ведомостей».

Министерства собрали все меры, которые могли, но назвать это планом пока нельзя, говорит замдиректора ЦМАКПа Владимир Сальников, такой подход не позволяет расставить приоритеты и выработать общую стратегию. Есть меры, которые важны и давно должны быть реализованы, например упрощение доступа операторов к общедомовой собственности для размещения сетей, но очевидно, что это не то, что поможет восстановить экономику, продолжает он, это отражает стиль работы правительства – решать даже небольшие вопросы на самом верхнем уровне. Поддержка крупных компаний и проектов – важное направление, говорит директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова, но малому и среднему бизнесу больше помогло бы восстановление доходов населения.

Сама задача создать антикризисный план для всей экономики неординарная, до сих пор нет четких вводных о влиянии кризиса на экономику, замечает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров. По прогнозу Минфина, в 2020 г. экономика упадет на 4–6%, прогноз ЦБ – падение на 5–6%, а Минэкономразвития – на 5% (прогноз был внесен в правительство 20 мая). Пока правительство действует по отработанному механизму – собрать предложения из разных сфер, просчитать, какие есть финансовые ресурсы, и свести ресурсы с потребностями, говорит Тихомиров. Силуанов уже заявил, что отмена бюджетного правила, ограничивающего расходы казны, сейчас не обсуждается. К осени Минфин будет «пересматривать среднесрочные параметры – в зависимости от развития эпидемиологической ситуации, адаптации экономики будем уточнять и оценки поступления ненефтегазовых доходов на новую бюджетную трехлетку». Из его слов следует, что расходы, запланированные на 2021 г., могут быть даже сокращены: «Можно будет подумать над тем, чтобы частично временное снижение ненефтегазовых доходов покрыть за счет дополнительных заимствований в 2021 г.».

Правительство традиционно будет делать упор на смягчение регулирования и создание преференций для новых инвестпроектов и под создание рабочих мест, рассуждает Тихомиров, такая модель поддержки, как и в прошлые кризисы, приведет к новому витку огосударствления экономики. Если эта часть плана будет реализована в таком виде, роль государства в инвестиционном процессе усилится, а склонность частных компаний к инвестированию еще долго будет оставаться низкой, предупреждает Акиндинова. Еще в 2019 г. инвестиционная активность крупного и среднего бизнеса снизилась, говорится в докладе Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики.

Индекс инвестиционного потенциала также показал существенный спад и с отметки в 101,1%, достигнутой в 2018 г., упал в 2019 г. до 98,8%, практически вплотную приблизившись к уровню кризисного 2015 года – 98,3%.

Сейчас экономика как будто задержала дыхание, переживая краткосрочный вирусный мощный шок, но ключевой вопрос – в какую реальность она вернется после него, говорит Сальников. Есть два варианта – она вернется в прежнюю реальность и тогда наиболее подходящим вариантом ее поддержки будет выдача субсидий, чтобы компенсировать бизнесу необходимые расходы и дать продержаться до полного восстановления, рассуждает он. Но второй вариант – мы вернемся в другую реальность, например спрос на автомобильную промышленность не восстановится, тогда субсидии могут лишь оттянуть неизбежный конец, предупреждает Сальников. Во втором случае власти должны помочь экономике адаптироваться к изменениям – помочь в переквалификации и трудоустройстве части сотрудников и т. д., отмечает он. Пока же план правительства похож на поддержку экономики при первом варианте развития кризиса с большим числом лишних мер, заключает Сальников.