Минфин предложил упростить продажу ювелирных изделий
Это должно поддержать отрасль, сократить теневой сектор и увеличить продажиМинфин предложил в шесть раз увеличить сумму розничных покупок с помощью банковских карт, при которых необходима идентификация покупателей ювелирных изделий из драгоценных металлов и камней. Предложение внести такое изменение в закон о противодействии легализации доходов содержится в письмах министерства для Госдумы и Росфинмониторинга. «Ведомости» ознакомились с их копиями, отправку таких писем подтвердил представитель Минфина, также о них известно человеку, близкому к крупному производителю ювелирных украшений.
Сейчас, если человек с помощью банковской карты покупает ювелирное изделие дороже 100 000 руб., он должен дополнительно сообщить продавцу личную информацию – гражданство, паспортные данные, ИНН и др. (при покупке за наличные – изделие дороже 40 000 руб.). Минфин предлагает повысить сумму покупки ювелирных изделий, совершенной с помощью банковской карты, при которой идентификация не нужна, до 600 000 руб. При расчете картой платежи и так контролируют банки, у которых есть вся необходимая информация, объясняет Минфин.
«Стандартный контроль»
Повышение порога не противоречит международным стандартам. По рекомендациям группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), на которые ссылается Минфин в письме, финансовые организации должны проверять клиентов ювелирных магазинов при операциях на сумму, превышающую $15 000 или 15 000 евро (более 1 млн руб и около 1,2 млн руб, соответственно по курсу на 24 мая). А в мае Госдума планирует рассмотреть законопроект о создании информационной системы, контролирующей оборот драгоценных металлов и камней, а также изделия из них на всех этапах, говорится в письме.
Продавцы хранят информацию о покупателях изделий на сумму меньше 600 000 руб. у себя и только о покупках свыше уведомляют Росфинмониторинг, рассказывает сотрудник сети ювелирных украшений и часов. Поэтому поправки избавят продавцов от лишних действий. Предложение связано с желанием поддержать ювелиров, которые сейчас, как и другие, переживают тяжелые времена, объясняет замминистра финансов Алексей Моисеев. Еще в марте отрасль столкнулась с падением спроса на 70%. В апреле «Алроса» продала камней на $15,6 млн, что в 9,8 раза меньше, чем в марте этого года ($152,8 млн), и в 20 – чем в апреле прошлого года ($319 млн). Компания связывала это с ограничениями, введенными из-за коронавируса, и падением спроса на ювелирные украшения с бриллиантами.
С Росфинмониторингом идея еще обсуждается, а от Госдумы Минфин пока ответа не получил, уточнил Моисеев. Представители Росфинмониторинга и Госдумы не ответили на запросы «Ведомостей» в воскресенье.
Сейчас нормы контроля избыточны и требуют изменений, говорят опрошенные «Ведомостями» эксперты. Установленные правила способствуют развитию серого сегмента продаж ювелирных украшений, считает гендиректор Гильдии ювелиров Эдуард Уткин. «Зачем продавцу проводить идентификацию клиента, если он уже идентифицирован банком?» – говорит он. Покупатель серег с бриллиантами за 150 000 руб. не готов делиться паспортными данными с продавцом в ювелирном магазине, это стимулирует теневые продажи в премиальном сегменте – есть много магазинов, готовых продать изделие без кассового чека, продолжает Уткин. Клиента должен идентифицировать банк, а не продавец, согласен зампредседателя правления Ассоциации ювелиров Евразийского экономического союза Вадим Серов.
Но продажи ювелирных украшений, особенно премиального сегмента, в случае изменения законодательства не вырастут, а просто выйдут из тени, уверен Уткин. Увеличение порога все же может повысить продажи, спорит Серов: хотя пока невозможно прогнозировать на сколько. На повышение продаж рассчитывает и Моисеев. Снятие любых ограничений, упрощение покупки должно к этому привести, поддерживает партнер Bain & Company Ольга Линде. К тому же часть «традиционных конкурентов» ювелирных украшений – например, путешествия – сейчас недоступна, продолжает она, это реальная возможность для ювелиров поднять долю в потребительских кошельках.
Изменения будут стимулировать развитие онлайн-торговли, считает представитель крупнейшего в мире производителя бриллиантов «Алроса» (включает завод по огранке бриллиантов и ювелирный бренд). Пока на продажи в интернете приходится только 10%, оценивал вице-президент Moody’s Денис Перевезенцев. Потребительские опросы показывают, что примерно 15% покупателей ювелирных изделий предпочитают интернет-магазины, заверяет представитель «Алросы». Наиболее активны люди до 30 лет (на них приходится 20% покупок), продолжает он: это потенциал рынка – по мере взросления и роста дохода спрос в онлайн-канале продолжит расти. В 2019 г. весь российский ювелирный рынок Гильдия ювелиров оценила в 241 млрд руб.