Производители и продавцы ювелирных изделий просят правительство о помощи

Без государственной поддержки их бизнес умрет
Артем Геодакян / ТАСС
Артем Геодакян / ТАСС

Эпидемия коронавируса и связанные с этим ограничения, нестабильная экономическая ситуация, резкое снижение покупательной способности и переориентация спроса на продукты питания и лекарства привели к полной остановке производителей и магазинов ювелирных изделий.

Отрасли срочно нужна правительственная поддержка, написал 3 апреля гендиректор Гильдии ювелиров (объединяет более 100 производителей и продавцов ювелирных изделий в России) Эдуард Уткин премьер-министру Михаилу Мишустину и министру промышленности и торговли Денису Мантурову. «Ведомости» ознакомились с копией обоих писем. Их подлинность подтвердил Уткин: без господдержки последствия для отрасли будут катастрофическими.

«Ведомости» направили запросы в правительство и Минпромторг.

Отрасль не включена в список наиболее пострадавших, сетует Уткин. Но в марте спрос на изделия упал в среднем по отрасли на 70%, а в конце месяца работа встала полностью. По данным гильдии, в России 4500 ювелирных заводов, более 20 000 магазинов и 5300 мастерских по ремонту ювелирных изделий. В отрасли трудится свыше 160 000 человек.

Гильдия ювелиров просит предоставить отрасли налоговые каникулы, реструктурировать кредиты, перевести арендные платежи на процент от выручки, снизить ставки страховых платежей и повысить пособия по безработице.

Объем российского ювелирного рынка в 2019 г., по данным Гильдии ювелиров, составил 241 млрд руб.

Ювелирная отрасль не включена в перечень наиболее пострадавших по причине стереотипного к ней отношения как к отрасли высокомаржинальной, производящей предметы роскоши, но это не так, уверяет Уткин. Производство в России ориентировано на выпуск продукции бюджетного ценового сегмента, а средний чек составляет 3600 руб. Это индивидуальные украшения из серебра и легковесные изделия из золота. 98% предприятий отрасли относятся к малому и микробизнесу, пишет Уткин, в регионах традиционного производства ювелирных изделий развит формат семейных компаний.

Отрасль находится на грани гибели, говорит гендиректор одного из московских ювелирных заводов, просивший об анонимности. Последние заказы на золотые цепочки предприятие получило в феврале, и то их количество упало более чем на 40% по сравнению с прошлым годом. В марте заказов не было вообще. Зарплату на заводе последний раз выплачивали за март и то частично, больше средств у предприятия нет. Если карантин закончится в мае, то первые заказы появятся лишь в июне, на что жить до этого времени, непонятно, сетует собеседник «Ведомостей».

Большинство российских производств сосредоточено в ювелирном кластере Костромы (более 40% всех произведенных ювелирных изделий), это почти 20 000 рабочих, у которых есть семьи и дети, поясняет Максим Гутерман, коммерческий директор ювелирного завода «Топаз» (бренд Karatov). Как депутат Костромской областной думы, я вносил законодательные инициативы об уменьшении налогов и введении дотации на компенсации процентных ставок по кредитам, говорит Гутерман: администрация области не поддержала эти инициативы и большинство депутатов проголосовали против.

«Ведомости» направили запрос в администрацию Костромской области.

Если правительство не пойдет отрасли навстречу, то производство будет уничтожено, а рынок захватят контрабанда и импортные изделия, предупреждает Гутерман.

Из всех сегментов розничной торговли рынок ювелирных изделий пострадал сильнее всего, отмечает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. Еще в феврале после ослабления рубля производители были вынуждены поднять цены на продукцию, а торговые сети резко ограничили заказы и активизировали распродажу остатков. Для большинства ритейлеров уже в марте ситуация заметно ухудшилась, говорит Бурмистров, спрос сократился более чем в 4 раза и большинство объектов оказались убыточными.

По его прогнозу, только крупнейшие ритейлеры смогут пережить апрель и май, но даже они вынуждены будут закрыть как минимум 20–30% точек из-за сокращения спроса в условиях снижения доходов населения.

Лидер рынка – «585 золотой» – еще до кризиса начал реализовывать программу оптимизации сети. На сайте сети указано, что компания закрыла более 40 торговых точек. О закрытии некоторых магазинов сообщала и ювелирная сеть «Адамас».

Спрос нулевой и будет таковым, пока экономика не восстановится, отмечает представитель «Адамаса»: ювелирные изделия не предмет первой необходимости.