Минэкономразвития прогнозирует рост цен в марте
Но пока их повышение будет незначительнымИнфляция может ускориться, предупредило Минэкономразвития в обзоре «Картина инфляции». С учетом волатильности на валютном рынке ускорение годовой инфляции c текущих низких уровней может начаться раньше, чем предполагалось, пишет министерство.
Месяц назад министерство ожидало, что в I квартале годовая инфляция опустится до 2,2% годовых. Теперь в марте инфляция прогнозируется на уровне 0,3–0,4% месяц к месяцу, что соответствует 2,3–2,4% год к году.
На прошлой неделе участники соглашения стран ОПЕК и не-ОПЕК не смогли договориться о дальнейшем сокращении добычи нефти из-за распространения коронавируса. Распад соглашения обрушил нефтяные котировки ниже цены отсечения, которую предусматривает российское бюджетное правило ($42,4 за баррель), а вместе с ними и курс рубля.
Разворот инфляционного тренда намечался и до падения цен на нефть, говорит главный экономист ING Дмитрий Долгин, а ослабление рубля примерно на 15% с начала года создает предпосылки к дополнительной инфляции в 0,5–0,8 п. п.
С начала года инфляция планомерно снижалась. В январе она составила 2,4%, а в феврале – 2,3%. Это дало возможность Центробанку снизить ключевую ставку в феврале на 25 б. п. до 6%.
Сейчас ставку могут повысить, хотя неопределенность высока, рассуждает директор финансового центра «Сколково-РЭШ» Олег Шибанов, внеочередных решений быть не должно. Экстренно реагировать повышением ставки не нужно, считает главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Ситуация на рынке сокращает давление на ЦБ и ставит его в гораздо более комфортные условия, объясняет она и не ожидает изменения ставки в марте, а также на протяжении всего II квартала.
Высока вероятность повышения ключевой ставки до 8%, не согласен гендиректор УК «Спутник – управление капиталом» Александр Лосев, иначе рынок не успокоить, начнут формироваться мощные инфляционные ожидания. Рациональным повышение ставки в марте считает и главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков.
Пока краткосрочные дезинфляционные риски преобладают, но появились новые проинфляционные риски, говорила в начале марта первый зампред ЦБ Ксения Юдаева. Нужно оценить их масштаб и длительность влияния, в том числе на инфляционные ожидания, уточняла она.
Прогноз роста цен по итогам года Минэкономразвития пока не меняет – 3%. Центробанк ждет 3,5–4%.
Инфляция может ускориться до 4,3% годовых, считает главный экономист Global Markets BCS Владимир Тихомиров, подавленный внутренний спрос будет сдерживать рост цен, антикризисные меры придут на смену инициативам, направленным на ускорение роста. Скорее совокупная инфляция на конец года будет близкой к 5%, говорит Шибанов.
По рисковому сценарию ЦБ с падением цен на нефть до $25 за баррель в 2020 г. ослабление рубля, рост курсовых и инфляционных ожиданий могут привести к краткосрочному повышению годовой инфляции до 6,5–8% в 2020 г.