Как вырастут цены из-за падения рубля
Заметнее всего подорожают автомобили, одежда и импортные продуктыСтремительное снижение курса рубля после самого сильного с 1991 г. обвала цен на нефть может вернуть потребительские цены к росту, считают опрошенные «Ведомостями» производители и продавцы. Курс доллара к рублю, объявленный ЦБ, с 11 марта – 72,02 руб. за $1, евро – 81,86 руб. за евро.
Продукты подорожают не сразу
Минсельхоз не ждет роста цен на основные продукты, но не исключает некоторого подорожания продукции, «которая в силу природных условий» не производится в России, сообщила пресс-служба ведомства.
«Ашан» не ждет в ближайшее время роста цен, говорит его представитель: пока обращений от поставщиков о повышении цен не поступало. «Ведомости» направили запросы другим крупным торговым сетям.
На складах хранятся большие запасы продуктов, импорт закупался еще по старому курсу, говорит представитель крупнейшего в Восточной Сибири ритейлера «Командор» Владимир Русанов. Поэтому, по его словам, в течение месяца ритейлер не ждет роста цен на большинство категорий продуктов: это касается импортного алкоголя, макарон, кондитерских изделий (шоколада), газированных напитков, чая и кофе. «Если в течение месяца ситуация не стабилизируется и доллар будет продолжать расти и поставщики поднимут цены, то мы будем вынуждены закупать продукцию дороже», – признал Русанов.
«Гречкой, солью, сахаром сейчас закупаться не нужно, эти продукты производятся в России и существенно дорожать не будут», – пообещал он.
Гендиректор ТД «Мое лето» (производитель тепличных овощей) Вагиф Бикулов затруднился оценить вероятность роста цен. Пока цены ниже прошлого года, в особенности на огурцы, отметил он, а зависимость от курса незначительная, так как импортная составляющая в себестоимости невысока.
По импортным товарам, которые будут завозиться уже по новому курсу, зависимость от валютных курсов прямая, отметил Евгений Римский, управляющий по качеству и закупкам сети магазинов «Вкусвилл». В ассортименте «Вкусвилла» это в основном фрукты и ягоды. «Что касается российской продукции, то доля импортной составляющей так или иначе есть во многих продуктах. Например, упаковка или сырье», – отметил он.
Производители алкоголя пока выжидают. Курс валюты – один из факторов, влияющих на стоимость пива, отметил директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям AB InBev Efes Ораз Дурдыев: «Мы продолжаем мониторить ситуацию на рынке и будем принимать решения в соответствии с ней». Похожие комментарии дали виноторговая компания MBG Wine, российское подразделение пивоваренной компании Heineken, а также Ikea, Lamoda.
Виноторговая группа Simple пока не собирается повышать цены, говорит ее президент Максим Каширин: «Не видим причин для паники и каких-то резких движений». Чтобы определиться, какой будет ценовая политика, надо подождать минимум до 1 апреля, когда перестанет действовать обязательство о сокращении добычи нефти стран ОПЕК+. У Simple пока есть запасы на складах, а к 1 мая станет понятно, как отразится на импорте алкоголя ситуация с коронавирусом в Европе, которая сейчас набирает обороты. Изначально компания закладывала средний курс евро на 2020 г. в 75 руб. и пока продолжает ориентироваться на него.
Одежда без скидок
У непродовольственных товаров зависимость от импорта и валютная составляющая в цене выше.
«Ситуацию отката курса валюты назад мы даже не рассматриваем, это маловероятно», – говорит президент компании Finn Flare Ксения Рясова. По ее словам, продавцы одежды сейчас не будут поднимать цены, боясь негативной реакции покупателей, но к лету цены будут вынуждены поднять все. На сколько – Рясова пока сказать затрудняется, но все будет пропорционально росту доллара, сейчас это примерно 20%. Finn Flare, по словам Рясовой, в планировании своей деятельности закладывалась на курс на лето 62–63 руб за $1.
«В политбюро не дураки сидят, и мы, конечно, надеемся , что они просчитали всю эту ситуацию, а не «назло маме отморожу уши», – рассуждает Илья Ярошенко, основатель и владелец компании Baon. Он надеется на откат валютного курса хотя бы до уровня около 70 руб. – именно столько закладывала его компания на лето.
Реагировать на краткосрочные движения на рынке пока рано, считает Сергей Саркисов, совладелец обувной сети «Эконика»: «Мы бюджетировались по [курсу] 69 руб./$».
«Повышать розничные цены мы пока не планируем, – обещает Ярошенко. – Но вот осень-зиму, наверное, поближе к отгрузкам в магазины еще раз посчитаем. К тому же будем аккуратнее с акциями и скидками в этом сезоне». Акции и скидки будут ограничены или пропадут совсем, не исключает Рясова: запланированные покупки лучше совершить сейчас.
Дело техники
«Мы будем реагировать на изменение закупочных цен и на спрос», – говорит представитель Inventive Retail Group (магазины re:Store, Samsung, Huawei, Sony Centre, Lego, Nike, UNOde50, Street Beat и Street Beat Kids).
«М.видео» и «Эльдорадо», по словам их представителя Валерии Андреевой, продолжают плановые акции и распродажи, цены на технику не меняли. Российский рынок уже не раз сталкивался с похожими ситуациями и опыт показывает, что розничные цены реагируют на курс с большой задержкой и с гораздо меньшей амплитудой, уверяет она. «Мы будем следить за развитием ситуации и примем все возможные меры, чтобы сохранить доступные цены на технику. Текущий рост спроса соответствует сезонной динамике», – добавила Андреева.
Отпуск по курсу
Стоимость турпакета формируется в валюте, напоминает исполнительный директор «Интуриста» Сергей Толчин: такие расчеты ведут партнеры туроператора – авиакомпании и отельеры. Львиную долю путевок компания продает через турагентства, которые платят по курсу на день оплаты, рассказывает он, а при оплате путевки на сайте компании (когда туристы бронируют сами) они, как правило, вносят сразу полную сумму.
Цены будут меняться в соответствии с ситуацией на валютном рынке, говорит представитель «Тез тур». Сейчас внутренний курс на сайте туроператора соответствует установленным показателям ЦБ. Многие клиенты, которые уже определились с планами на отдых, стремятся как можно раньше оплатить туры, ожидая новых возможных колебаний курсов валют, добавил представитель «Тез тур».
Представитель TUI Russia от комментариев отказался.
Полечиться впрок
Из-за падения курса рубля вырастут цены на импортные лекарства, которые не входят в список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), считают опрошенные «Ведомостями» игроки фармацевтического рынка.
Более 60% лекарств, проданных в 2019 г. в России, импортные, а субстанции и оборудование выпускаются за рубежом, указывает гендиректор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский.
Подорожает импортное сырье для лекарств и, как следствие, повысится себестоимость производства, считает гендиректор фармдистрибутора «Катрен» Леонид Конобеев. Цены на лекарства и медицинские изделия не вырастут значительно: за последние пару лет реакция на изменение курса рубля на фармрынке стала минимальной, говорит директор по развитию фармдистрибутора «Пульс» Сергей Еськин. По его словам, скорее всего, изменения будут обусловлены не курсовой разницей, а ситуацией с COVID-19 в Китае, который является одним из основных поставщиков субстанций.
Подъем цен в диапазоне 5% может произойти из-за повышения спроса, поскольку на резкий рост курса население реагирует созданием запаса импортных медикаментов, считает Конобеев.
Так как рынок уже знаком с кризисными ситуациями, дистрибуторы поднимут цены на лекарства и медицинские изделия уже завтра-послезавтра, считает гендиректор eapteka.ru Антон Буздалин. Многие аптеки также сделают переоценку, считает он: результат от повышения курса мы увидим достаточно быстро.
Могут вырасти цены на медицинскую технику (тонометры, термометры, ингаляторы и др.) – их поставки оплачиваются в долларах, рассказал гендиректор аптек «Столички» и «Неофарма» Евгений Нифантьев. Если доллар будет стоить до 75 руб., российские производители, используют они импортные субстанции или нет, с большой долей вероятности будут держать цены на нынешнем уровне, сообщил он со ссылкой на свои источники на фармацевтическом рынке. Если вырастут цены на зарубежные препараты, не входящие в список ЖНВЛП, спрос сместится в сторону отечественных лекарств, говорит Нифантьев.
На 2020 г. запланирована перерегистрация цен на ЖНВЛП, напоминает гендиректор розничного подразделения «36,6» Александр Кузин. Он предполагает, что, возможно, в условиях экономической нестабильности стоит это отложить: перерегистрация цен может вынудить производителей прекратить продажи отдельных препаратов на нашем рынке.
Успеть на автомобиль
После падения рубля существенно вырос покупательский трафик в дилерские центры, заметил директор по развитию «Рольфа» Владимир Мирошников. Трафик вырос примерно на 30%: клиенты стремятся приобрести автомобили, пока не переписали ценники, опередить вероятное подорожание. Это касается как новых автомобилей, так и автомобилей с пробегом, уточнил он. Дальнейшая динамика рынка будет зависеть от того, на каком уровне зафиксируется курс рубля, говорит Мирошников: если он останется на текущем уровне, то повышение цен на автомобили весьма вероятно.
«АвтоВАЗ» уже готовится к этому. У компании одно из наиболее локализованных производств в России, напомнил ее представитель, но все же на него влияют цены на сырье и продукцию некоторых поставщиков в евро или долларах. «АвтоВАЗ» оценивает текущую ситуацию как негативную для российского автопрома и для компании, сообщил он. «Исходя из развития ситуации, компания рассматривает возможность корректировки цен на свою продукцию», – добавил представитель автопроизводителя. По его словам, «АвтоВАЗ» «приветствовал бы еще более расширенные меры поддержки автомобильного рынка со стороны российского правительства для смягчения последствий этой ситуации».
Если ситуация не изменится в ближайшие недели, то будет традиционный виток увеличения цен на все автомобили, который обычно происходит в течение года, говорит и Алексей Стариков, директор филиала «Авилон.Мерседес-Бенц».
Спрос действительно оживился, подтверждает он: это произошло вслед за первыми скачками курса рубля. Ранее при значительных валютных колебаниях спрос на автомобили, как правило, опережал предложение и на некоторые марки был дефицит, добавил Стариков.
Большинство автопроизводителей закладывали на 2020 г. сокращение продаж на российском рынке до 10%, напоминает гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин: поэтому избытка авто на складах не будет, цены будут расти, но не мгновенно, корректировка произойдет после стабилизации рубля. Резкого роста цен на авто локальной сборки не будет, считает он, а импортные бренды (например, Land Rover, Jaguar, Infiniti) вырастут в цене быстро.
Спрос на жилье
Скачки курса валют чаще всего подталкивают людей к оперативному принятию решения о покупке недвижимости, отметил коммерческий директор Est-a-Tet Владимир Моребис. Поэтому сейчас возможна активизация покупательского спроса, но дальше ее динамика будет зависеть от ценовой политики застройщиков.
«Понятно, что желание минимизировать свои потери у девелоперов будет, но ситуация с перегретыми ценами и минимальным спросом невыгодна прежде всего для них самих», – рассуждает Моребис.
Скачки валютных курсов в первую очередь могут ударить по рынку жилья комфорт-класса, так как спрос в этом сегменте самый высокий, прогнозирует Моребис. Также нужно следить за ипотекой, считает он: насколько будет возможно снижение ипотечных ставок до заявленных ранее 5% при росте инфляции. «Если в ближайшее время мы увидим рост ипотечных ставок, то в среднесрочной перспективе это станет более негативным фактором, чем корректировка цен на жилье и изменения курса валюты», – заключает он.
В ближайшее время, скорее всего, возникнет ажиотаж среди покупателей жилья, девелоперы и собственники квартир поднимут цены, соглашается управляющий партнер компании «Метриум» Мария Литинецкая. Среди потенциальных покупателей массовых новостроек, по ее словам, такое поведение будет связано с опасениями резкого повышения ипотечных ставок, которые сейчас находятся на привлекательном уровне (около 8% годовых). Часть будет руководствоваться инвестиционными соображениями.
«Мы наблюдаем краткосрочный всплеск продаж в сегменте «комфорт+» и «бизнес» по причине конвертации доходности от роста валюты в квадратные метры», – заявил Игорь Козельцев, гендиректор УК «Развитие» (девелопер ЖК «Мир Митино»). По его словам, инвесторы вкладывают свободные средства в новостройки, рассчитывая на высокую прибыль после повышения цен.