Правительство не готово остановить рост тарифов по соглашению об инвестициях
Но может профинансировать инфраструктуру для промышленниковПравительство не будет гарантировать инвесторам неизменность тарифов по соглашениям о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). Чиновники договорились об этом в пятницу на совещании в правительстве у первого вице-премьера Андрея Белоусова, рассказали три человека, близких к разным участникам этого совещания.
С идеей отказаться от прямой стабилизации тарифов выступил сам Минфин, говорит человек, близкий к участнику обсуждения. За неделю до этого, на предыдущем совещании у Белоусова, стабилизация тарифов активно обсуждалась: Минфину, Минэкономразвития и РСПП предстояло обсудить, как это сделать с учетом существующего опыта, например регуляторных контрактов, а компенсировать расходы на стабилизацию тарифов чиновники намеревались из бюджета. Изначально эту нагрузку Минфин планировал переложить на естественные монополии и другие организации, тарифы которых регулируются, например в сфере ЖКХ. Согласно принятому в первом чтении законопроекту в случае увеличения тарифов им предстояло компенсировать инвестору, подписавшему СЗПК, ущерб.
Против – практически все естественные монополии. Официально дискуссия не завершена. Предполагается, что у естественных монополий не будет обязательства платить за повышение тарифов – инвесторам нужно будет договариваться об уступках самим, говорит человек, близкий к Минфину, но расходы компаний на сдерживание роста тарифа не должны компенсироваться из бюджета. Фактически это отказ от стабилизации тарифов, признают два федеральных чиновника. Бизнес добивается неизменных тарифов и будет на этом настаивать, говорит человек, близкий к одной из сторон обсуждения.
Председатель профильного комитета Госдумы – по экономической политике – Сергей Жигарев сказал «Ведомостям», что правительственные поправки ко второму чтению в комитет еще не поступили. Президент Владимир Путин просил принять законопроект до конца апреля.
Без стабилизации тарифов СЗПК превращается в инструмент поддержки промышленных проектов, признают участники обсуждения. Компаниям, подписавшим СЗПК, обещают неухудшение основных условий: на проект не будут распространяться новые правила, которые затягивают его исполнение, устанавливают дополнительные запреты и требования, а также увеличивают размер платежей, говорится в одной из последних версий законопроекта («Ведомости» ознакомились с документом, подлинность подтвердили два участника обсуждений). Главная мера господдержки в новом законопроекте – помощь государства в строительстве необходимой инфраструктуры. Если к будущему заводу, например, на краю леса нужно построить дорогу или протянуть электроэнергию, можно подписать СЗПК и компенсировать такие расходы, приводит пример один из собеседников. В новых поправках компенсацию можно будет получить не из будущих налоговых поступлений, как было в первом чтении, а из бюджета, но в объеме уплаченных налогов, предлагает Минфин. Федеральный чиновник объясняет, что речь идет о компенсации до 50% расходов на обеспечивающую инфраструктуру, если она нужна только этому проекту, или до 100%, если инфраструктурой смогут воспользоваться другие компании или население. Но в версии Минфина есть только 50%-ная компенсация.
Компенсировать расходы на инфраструктуру из бюджета (за 5–10 лет) чиновники готовы только после проверки, что такой инфраструктуры нет в инвестпрограммах монополий и что ее нельзя добавить в их инвестпрограммы, говорится в законопроекте.
Вариантов финансирования инфраструктуры три: за счет бюджета, за счет инвестора с последующим возмещением, за счет регулируемой организации, проверку выбранного варианта проведет уполномоченное ведомство и инвестор. Минфин не будет настаивать на доступе к инвестиционным программам госкомпаний, но госкомпании должны будут предоставить все данные по требованию министерства, рассказывает собеседник «Ведомостей»: такие поправки будут учтены в финальной версии законопроекта. «Газпром» и «Россети» предложили уточнить формулировки процедуры включения объектов инфраструктуры в их инвестпрограммы, но никто не возражал, чтобы Россия как акционер обеспечивала включение в инвестпрограммы инфраструктуры – если признано, что это возможно.
Возможности добавлять инфраструктуру в инвестпрограммы не будет, возражает федеральный чиновник. Дискуссия идет в направлении, что принуждать монополии правительство не будет, говорит участник обсуждения – и предупреждает, что правительственные поправки не единственные.
Компенсация расходов на инфраструктуру в СЗПК может быть полезна многим промышленным проектам, в том числе лесной промышленности, производству строительных материалов, металлургам, говорит другой федеральный чиновник. Представитель правительства не ответил на запрос. Представитель Минфина отказался от комментариев.
Компенсация затрат на создание инфраструктуры даже для тех промышленных производств, которые наиболее требовательны к инфраструктуре (энергия, водоснабжение, дороги), как, например, автомобилестроение, машиностроение, нефтехимия, будет скорее дополняющей мерой, чем определяющей для принятия решения о создании производств, говорит партнер PwC Михаил Баженов. В то же время для менее крупных производств уже существуют различные региональные программы, где в составе индустриальных парков так или иначе создана базовая инфраструктура за счет бюджета, чаще всего основной фактор при принятии решений о создании среднего размера производства – возможность обеспечить сбыт производимой продукции, заключает он.
В версии, которая сейчас обсуждается, пожелания бизнеса сведены на нет, говорит партнер KPMG Михаил Орлов: налоговая стабилизация представлена в более примитивной форме, чем по специальным инвестиционным контрактам и территориям опережающего развития, а отказ от стабилизации тарифов убивает привлекательность этого инструмента, хотя обеспечить ее было бы крайне сложно. В такой форме СЗПК – это инструмент, который инвестиционному климату не поможет – но важно, что и не навредит, говорит Орлов.