Для борьбы с незаконными вырубками лесов чиновники хотят доработать лесной ЕГАИС

Система должна контролировать заготовки и продажу дерева
Чиновники собрались контролировать лес в онлайн-режиме
Чиновники собрались контролировать лес в онлайн-режиме / Кирилл Кухмарь / ТАСС

Правительство намерено бороться с незаконной вырубкой лесов с помощью электронной системы, следует из протокола совещания вице-премьера Виктории Абрамченко. «Ведомости» ознакомились с копией, представитель секретариата Абрамченко подтвердил подлинность поручений.

В 2019 г. было незаконно заготовлено около 1,2 млн куб. м древесины – это на 11% больше, чем в 2018 г., сообщил представитель Рослесхоза. Рост связан с тем, что больше лесов попало в дистанционный мониторинг и выездные проверки, объяснил он. Больше половины незаконных вырубок приходится на Сибирский федеральный округ, в том числе 37% – на Иркутскую область.

Точного масштаба незаконных вырубок никто не знает, говорит директор Lesprom Network Алексей Богатырев.

Незаконная вырубка леса наносит ущерб не только экономике, но и природе – никто после нелегальных вырубок не занимается лесовосстановлением, говорит председатель комитета Госдумы по природным ресурсам Николай Николаев. Желание скрыть вырубки приводит к пожарам, а опустевшие участки способствуют наводнениям. Так, вырубка защитных лесов Восточного Саяна (горная система в Южной Сибири) могла стать одной из причин крупного наводнения в Иркутской области, писал «Гринпис» Генпрокуратуре.

Контролировать оборот леса должна была Единая государственная автоматизированная информационной система учета древесины и сделок с ней («ЛесЕГАИС»), запущенная в 2015 г. В ней все сведения о правах на заготовку древесины и сделках, включая экспорт.

Но в систему попадает только белый рынок древесины, серый отследить по ней невозможно, объясняет представитель группы компаний «Титан» – одного из крупнейших лесооператоров России. Власти уже не первый год пытаются найти способ контроля. В феврале 2019 г., будучи премьер-министром, Дмитрий Медведев предлагал ввести электронную маркировку деревьев. Теперь чиновники обсуждают другой вариант – следить за лесом через государственные информационные системы. Абрамченко поручила Минприроды до 10 февраля предложить, как улучшить ­«ЛесЕГАИС» или создать новую систему. В любом случае нужен модуль контроля, электронный государственный лесной реестр, в который можно было бы внести координаты участков, где проходит законная вырубка. Также в системе нужно отслеживать аренду и продажу участков леса и сделки с древесиной.

Теперь, когда один вице-премьер курирует и землю, и природу, объединить усилия будет проще, считает участник совещания.

Минприроды предлагает сделать так, чтобы система не только учитывала и прослеживала сделки, но и разрешала их. Нужно включить в цепочку места складирования и обязать их вносить первичные учетные документы в «ЛесЕГАИС» с географическими координатами, датой и временем операции с древесиной. Для этого нужно внедрить новый отраслевой принцип формирования отчетности – через цифровую блокчейн-платформу, позволяющую офлайн контролировать оборот древесины, объясняло Минприроды. Тогда будет ясно, какая древесина и в каком месте находится в данный момент, объясняет представитель Рослесхоза. И если предыдущие операции не совершались или выполнялись с нарушениями, последующие операции будут блокироваться.

Цифровизация неизбежно улучшает контроль, считает Богатырев. Но новая система, по его словам, не нужна, достаточно расширить «ЛесЕГАИС». При этом решать проблему нужно в первую очередь с помощью контроля на местах.

Важно, чтобы система не была оторвана от земли, иначе все бесполезно, считает Николаев. Так, в первую очередь нужно навести порядок в лесоустройстве, исследовать каждый участок и определить, какие там деревья, сколько их. Нет первичной информации о границах участков, качестве леса на них, согласен вице-президент Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров Андрей Фролов.

Также необходимо поменять порядок выдачи, регистрации и учета документов на транспортировку леса, отмечает Николаев, сейчас подделать их может кто угодно. И третья задача – упорядочить продажи и перевести их в электронный вид, говорит он.

Обеление рынка приведет к тому, что на нем останутся только крупные игроки, считает Богатырев. Эффект будет положительным, считает вице-президент Segezha Group Евгений Баталов. Новые требования в «ЛесЕГАИС» только добавят нагрузку для законопослушных лесопользователей, усложняя их работу, спорит представитель ГК «Титан». «Подавая лесную декларацию, мы и так подаем и картографию, указываем, где расположена лесосека и сколько с нее заготавливаем древесины, многие указывают и координаты лесосеки, – объясняет он. – Но тот, кто рубит незаконно, декларацию не подает».