137 стран согласились поделить налог на прибыль глобальных компаний

Технологические гиганты будут платить его даже в странах без своих представительств
Robert Galbraith / Reuters
Robert Galbraith / Reuters

Годами крупнейшие технологические гиганты – Google, Apple,  Facebook и др. – аккумулировали прибыль в странах с низкими налогами на иностранный капитал и экономили на налогах. В пятницу, 31 января, 137 стран, уже присоединившихся к плану BEPS (по борьбе с размыванием налоговой базы), договорились, как менять налогообложение таких международных корпораций. Такое заявление было опубликовано Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Страны одобрили подход, который ОЭСР предложила в октябре 2019 г.: обязать компании платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В цифровую эпоху распределение налоговых прав и налогооблагаемой прибыли больше не может ограничиваться исключительно ссылкой на физическое присутствие, говорится в опубликованном заявлении. Если у компании есть «устойчивый и значимый» бизнес в стране, часть налога на прибыль она должна оставлять в ней, даже если работает через независимых дистрибуторов. Как именно рассчитать такой налог, ОЭСР не указывает. При этом для небольших стран, где компании ведут бизнес без представительств, организация предлагает ввести минимальный порог, чтобы страны все равно могли получать фиксированную прибыль от них. Сегодняшняя договоренность – важный шаг, отмечено в сообщении ОЭСР, потому что государства наконец-таки согласовали, какой именно подход применять.

Всех волновал вопрос, на какой бизнес будут распространяться новые правила, напоминает партнер PwC Михаил  Филинов.

По опубликованным сегодня планам ОЭСР под новые правила попадет потребителе-ориентированный бизнес, в котором международная компания производит и продает физическим лицам брендированный продукт под своей товарной маркой (например, одежду, косметику, бытовую химию) и франчайзинговые модели (отели, рестораны и т. д.), а также «автоматизированные цифровые сервисы», куда входят поисковые системы в интернете, социальные сети, платформы для онлайн-посредничества (включая онлайн-рынки), потоковая передача цифрового контента, онлайн-игры, услуги облачных вычислений и интернет-рекламы. Но определение еще предстоит уточнить, отмечает организация. Предполагаемый порог – глобальная выручка от 750 млн евро. Под правила пока не попадут компании финансового сектора и добывающий и сельскохозяйственный бизнес.

В России не так много больших бизнесов, которые успешны на международном рынке в сфере FMCG, поэтому влияние новых правил на этот российский бизнес будет точечным, считает Филинов. Но на иностранные компании, которые работают или продают свои товары в России, новые правила, вероятно, будут иметь большое влияние – сектору цифровых компании, FMCG и сетевых брендов, возможно, придется приводить в Россию большую, чем сейчас, часть глобальной прибыли, связанной с российским рынком, рассуждает он: «Сколько именно – надо дождаться новых правил».

За пять недель после публикации первого предложения ОЭСР в октябре организация получила более 3000 листов от 304 стран, компаний и экспертов, как улучшить предложенный механизм. Детали соглашения страны договорились обсудить в июле 2020 г., а до конца года решение должно быть полностью согласовано.

«Сейчас как никогда важно, чтобы страны решали налоговые проблемы, появляющиеся из-за цифровизации экономики, – считает генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа. – И единственный эффективный способ сделать это – продолжать двигаться к многостороннему соглашению по пересмотру международной налоговой системы». В ближайшие месяцы все разногласия должны быть устранены, добавил он.

Пока же технологические компании могут продавать товары и услуги в юрисдикциях, даже не имея там представительств, и, соответственно, не платить там налоги. По оценкам Национального бюро экономических исследований США, в 2015 г. транснациональные корпорации перевели более $600 млрд, или около 40% прибыли, в «налоговые гавани». Более $100 млрд досталось одной только Ирландии. Так, в 2003–2014 гг. Apple платила в стране от 0,005 до 1% налога на прибыль с европейских продаж, в 2016 г. Еврокомиссия обязала компанию доплатить 13 млрд евро налогов в Ирландии.

От изменения правил выиграют крупные страны – США, Китай, Великобритания, Франция и др., а также развивающиеся экономики, писала Financial Times (FT). Так, Франция сможет взимать налог с части продаж Google в стране, а США – претендовать на налог с прибыли – например, брендов французской LVMH (владеет Louis Vuitton, Dior).

Главным противником будут именно США, учитывая размер цифрового бизнеса, который там зарегистрирован, считает старший партнер ITS Wealth Management Алексей Илюхин. Например, Facebook продает контекстную рекламу в России, но налоги на это платит в США, говорит он: «Дебаты будут жесткие». США и другие страны с высокоразвитой цифровой экономикой проиграют и, конечно, будет противодействие с их стороны, поддерживает партнер по международному налогообложению компании «Кроу экспертиза» Рустам Вахитов. Но к этому все движется, НДС на электронные услуги давно уже взимается на таких принципах – в ЕС более чем 15 лет, пару лет в России, напоминает он.

Перед тем как будут установлены точные параметры новых правил, странам еще предстоят трудные переговоры, пишет FT, но уточняет, что, например, французское правительство уже склоняется к тому, чтобы поддержать такой подход. Летом Франция, не дожидаясь согласования новых правил, уже ввела 3%-ный налог на местную выручку технологических компаний, у которых она превышает 750 млн евро в мире и 25 млн евро во Франции (налог будет взиматься задним числом – с начала 2019 г.).