Систему оплаты проезда по подмосковной ЦКАД создаст структура Игоря Ротенберга
Компания из группы «Национальные телематические системы» выиграла конкурсСозданием системы сбора платы за проезд по новому кольцу вокруг Москвы – Центральной кольцевой автодороге (ЦКАД) – займется «Казань телематика», следует из данных портала госзакупок. Заказчик – «Единый оператор ЦКАД» – выбрал ее для создания интеллектуальной транспортной системы. Стоимость контракта – 5,1 млрд руб. Срок – до октября 2021 г., к тому времени должно быть закончено строительство ЦКАД (правительство в очередной раз продлило сроки сдачи в июне).
Владельцы заказчика и победителя пересекаются. Так, «Единый оператор ЦКАД» на 99% принадлежит «Автодор-инфраинвесту», на 1% – компании «РТ-инвест транспортные системы», принадлежащей на 50% «РТ-инвесту» и на 23,5% – сыну Аркадия Ротенберга Игорю, еще 19% – у Андрея Шипелова и 7,5% – у Антона Замкова. «Казань телематика», по данным СПАРК, на 100% принадлежит «Национальным телематическим системам», которые, в свою очередь, принадлежат Игорю Ротенбергу (45%), Андрею Шипелову (45%) и Алексею Нащекину (10%). Победитель конкурса сразу выступил с четырьмя стратегическими партнерами, два из которых также входят в «Национальные телематические системы» («Софт телематика», «Рутолл»).
Здесь есть конфликт интересов, поскольку у заказчика и поставщика есть одни и те же владельцы, считает заместитель гендиректора «Transparency International – Россия» Илья Шуманов. Но закон сейчас такие договоры не запрещает, добавляет он. О том, что нужно законом запретить возможность конфликта интересов в корпоративных закупках, писала в июне Счетная палата. Пока далеко не все заказчики в положении о закупках устанавливают такой запрет, поскольку этого не требует закон, говорилось в отчете аудитора. Нужно если не полностью запретить, то хотя бы обязать отдельно публично обсуждать ситуации, когда возникают подобные конфликты интересов, считает Шуманов.
Госкомпания «Автодор» и ее дочерние общества проводят закупки по закону, который устанавливает принцип информационной открытости и гласности и запрещает ограничивать доступ к участию в закупках, ответил «Ведомостям» ее представитель. Информация о закупке была публично размещена, любые заинтересованные лица могли принять участие в конкурсе, продолжает он, предоставлять структуру владения и конечных бенефициаров не были обязаны.
Всего на конкурс было подано две заявки. Второй участник в документах не назван. Он предлагал меньшую цену – 4,8 млрд руб., но раньше не создавал системы взимания платы на дорогах и проиграл по количеству сотрудников с необходимой квалификацией.
По заданию «Казань телематика» должна будет установить на ЦКАД оборудование для безбарьерного взимания платы («свободный поток»), регулирования потоков и обеспечения безопасности. А также создать программы и оборудование для обработки информации с инфраструктуры ЦКАД. Интеллектуальная транспортная система должна отслеживать транспортные потоки и погодные условия, выявлять происшествия, уметь информировать участников дорожного движения и проч. В договоре предусмотрены авансы: сначала 10%, и еще 20% не позднее 30 июля 2020 г.
5,1 млрд руб. – нормальная стоимость для создания интеллектуальной транспортной системы, она составляет примерно 1,5–1,6% стоимости строительства дороги, комментирует руководитель InfraOne Research Александра Галактионова. Правительство оценивает строительство ЦКАД в 316 млрд руб.
Ранее представитель госкомпании «Автодор» (владеет 100% «Автодор-инфраинвеста» и отвечает за строительство ЦКАД) заявлял «Интерфаксу», что компания «Единый оператор ЦКАД» не назначена оператором ЦКАД, а создана для обмена опытом с «РТ-инвест транспортные системы», разработавшей систему взимания платы с грузовиков на федеральных трассах («Платон»). «Ведомости» направили запросы в компании и ожидают ответа.