ЦКАД будет достраиваться уже при следующем президенте
Строительство второго участка начнется после 2025 годаК октябрю 2021 г. будущее автомобильное кольцо вокруг Москвы – Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД) – должно сомкнуться: такие сроки установил премьер-министр Дмитрий Медведев. Но к ней должно быть пристроено еще и платное ответвление. Этот платный участок трассы начнется неподалеку от Троицка, пересечет, в частности, Киевское, Новорижское и Ленинградское шоссе и закончится у Большого бетонного кольца восточнее Клина.
Сроки строительства этого участка до сих пор не назывались. В официально опубликованных правительством документах по ЦКАД второй участок пока не упоминается. На сайте стройкомплекса Москвы говорилось, что строительство всех пяти участков кольцевой дороги может быть завершено в 2025 г., но эта информация не является официальной. Это произойдет еще позже, говорится в ответе представителя госкомпании «Автодор» на запрос «Ведомостей»: строительство второго пускового комплекса запланировано на 2025–2029 гг. По его словам, такой срок указан в плане проекта, утвержденном «Автодором» 31 мая. Такой план «поддерживается и обсуждается», подтверждает представитель курирующего транспорт вице-премьера Максима Акимова. Проект будет рассмотрен, когда «Автодор» представит его обоснование в Минтранс, говорит представитель министерства. Окончательное решение будет принимать правительство.
Представители департамента транспорта Москвы и департамента транспорта Московской области не ответили на вопросы «Ведомостей».
Проект ЦКАД считается президентским и находится на особом контроле у властей. Строительство дороги началось в 2014 г., она должна разгрузить столицу от транзитного грузового трафика.
По словам представителя «Автодора», протяженность ЦКАД составит 336,5 км., а с учетом второй очереди строительства – 530 км (такие данные публиковались на сайте стройкомплекса Москвы). Движение на первом, третьем и пятом участках ЦКАД должно начаться в октябре 2020 г., а еще через год будет построен четвертый участок.
Проектная документация на второй участок получила положительное заключение «Главгосэкспертизы» еще в 2012 г., сказал представитель госкомпании.
Но в 2013 г. власти решили отложить проект, рассказывал тогда бывший министр транспорта Максим Соколов в интервью журналу «За рулем»: «От строительства второго комплекса, между М1 и М11 в районе большой бетонки <...> нам предлагают на время отказаться. Минтранс поддерживает это предложение». Но власти продолжали работу над ответвлением от ЦКАД. Проект планировки территории был подготовлен в 2015 г., говорит представитель «Автодора».
Перенос сроков инфраструктурных проектов Соколов объяснял тем, что «бюджет не резиновый». По этой же причине сроки могут быть перенесены и сейчас, говорит федеральный чиновник. В ближайшие шесть лет не хватает средств, объясняет он начало строительство только после 2025 г.: это вопрос приоритетов – что построить и куда направить финансирование. Возможную стоимость строительства второго участка ЦКАД представитель «Автодора» не назвал. Стоимость основного кольца сейчас составляет 315,8 млрд руб. В последние годы чиновники говорили, что строительство ответвления от ЦКАД зависит от интенсивности движения на будущем кольце: если дорога будет очень загружена, понадобится ее продолжение.
Издержки на проезд по платным дорогам могут составлять от 2 до 10% в структуре затрат перевозчиков, замечает директор по операциям FM Logistic Алексей Бормин. Второй участок ЦКАД разгрузит дороги, считает вице-президент «Центра экономики инфраструктуры» Павел Чистяков: вдоль Рублевского, Новорижского, Волоколамского шоссе находится множество дач и крупные поселки, в том числе с таунхаусами, где проживают десятки тысяч людей. Именно в западном направлении из Москвы наиболее интенсивный трафик и самая высокая плотность застройки в Подмосковье, объясняет он, Новорижское и Волоколамское шоссе по утрам забиты и люди стоят в бесконечной пробке. Второй участок ЦКАД станет дублером Большого бетонного кольца, перегруженного фурами в будние дни, дорога позволит разгрузить от них и будущее кольцо вокруг Москвы, рассчитывает Чистяков.
Необходимо разгрузить Большое и Малое бетонное кольцо и развивать трассы, связывающие различные районы Подмосковья, согласен Бормин. ЦКАД значительно упростит транзит через Московскую область, платные трассы позволяют ускорить доставку грузов, надеется он.