Основная работа для Бориса Джонсона начнется после Brexit

Торговые и дипломатические переговоры не обещают быть легкими
После победы консервативной партии у премьер-министра Бориса Джонсона не должно возникнуть проблем с выводом Великобритании из ЕС
После победы консервативной партии у премьер-министра Бориса Джонсона не должно возникнуть проблем с выводом Великобритании из ЕС / Thomas Mukova / Reuters

После крупной победы консервативной партии на выборах 12 декабря у премьер-министра Бориса Джонсона не должно возникнуть проблем с выводом Великобритании из ЕС. Но затем перед ним встанет не менее сложная задача – обеспечить Великобритании новую роль в международных отношениях и доказать, что выход из блока не был ошибкой.

В поисках новой торговли

После 31 января 2020 г. начнется переходный период, в ходе которого Великобритания должна будет договориться об отношениях с Евросоюзом, начиная от правил рыбной ловли до сотрудничества в сфере обороны, но прежде всего о торговле. Он должен завершиться в конце 2020 г., но может быть продлен до конца 2022 г. Правительство Джонсона настаивает, что менее чем за год способно заключить торговое соглашение с ЕС. Брюссель же считает, что за это время невозможно тщательно обсудить все вопросы. В частных беседах европейские чиновники отмечают, что вести переговоры будет легче, если стороны быстро договорятся о продлении переходного периода, пишет Financial Times (FT).

Президент Франции Эмманюэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель дали понять: если Великобритания хочет сохранить свободный доступ к европейскому рынку, ей придется согласиться на соблюдение стандартов ЕС по защите окружающей среды и конкуренции. Однако, как показали предыдущие переговоры о Brexit, стороны готовы идти на уступки. Кроме того, Джонсону удалось выстроить хорошие отношения с другими европейскими лидерами, отмечает FT.

Хотя долгие переговоры повысят неопределенность, это может и не ударить сильно по британской экономике. В течение трех с половиной лет после референдума о Brexit она росла примерно в том же темпе, что ВВП Франции и Германии.

Великобритания занимает ведущие позиции в таких областях, как финансы, юриспруденция, образование и фармацевтика. На торговых переговорах с ЕС Джонсон наверняка будет защищать эти секторы: быстрая договоренность о зоне свободной торговли товарами не будет иметь смысла, если соглашение о ней придется заключить в ущерб сектору услуг, который играет гораздо большую роль в британской экономике.

По этой же причине могут возникнуть проблемы и на торговых переговорах с США (в качестве одного из аргументов в пользу Brexit Джонсон называл возможность заключить с ними новое торговое соглашение). Американские фармацевтические компании хотят получить более широкий доступ к британскому рынку.

Не пытайтесь повторить это дома

Brexit оказался для Великобритании таким мучительным, что в других странах ЕС евроскептики перестали призывать к выходу из блока, пишет The Wall Street Journal. В частности, лидер итальянской партии «Лига севера» Маттео Сальвини и председатель французского «Национального объединения» (бывший «Национальный фронт») Марин Ле Пен теперь говорят о необходимости перемен внутри ЕС. Они могут снова изменить свою позицию, если Лондон сможет заключить выгодное торговое соглашение с Брюсселем не в ущерб национальному суверенитету. Но сделать это будет очень сложно, уверен Муджтаба Рахман из консалтинговой фирмы Eurasia Group: «В конечном счете Великобритании придется пойти на большие уступки, а ее доступ [к европейскому рынку] уменьшится».

Потери понесет и сам союз. Так, потери европейского бюджета в связи с выходом Великобритании из ЕС составят 50–60 млрд евро, сообщил заместитель госсекретаря по делам ЕС в Финляндии, председательствующей в союзе, Яри Луото.

Глобальные амбиции и банальный процесс

Многие смеются над словами Джонсона о том, что после выхода из ЕС страна может стать одной из мировых держав, называя это постимпериалистическими фантазиями. Однако Великобритания обладает крепкими экономическими, культурными и дипломатическими связями во всем мире. Она остается одним из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, в 2018 г. в мире было 57 глав государств, которые получили образование в Великобритании, отмечает FT. По этому показателю она уступает только США, где учились 58 мировых лидеров (для сравнения: во Франции – 40, а в России – 10).

Европейские страны осознают важность дальнейшего сотрудничества с Великобританией в условиях растущего могущества Китая и стремления президента США Дональда Трампа решать международные споры в одностороннем порядке. Ранее Макрон предложил создать европейский совет по внутренней безопасности, одним из членов которого была бы Великобритания.

Если же Джонсон захочет быстро заключить торговое соглашение, Великобритания могла бы стать членом Транстихоокеанского партнерства. Хотя она находится в другой части света, премьер-министр Японии Синдзо Абэ говорил, что Великобританию там встретят с «распростертыми объятиями».

Главной задачей Джонсона должна стать «банализация» Brexit, пишет FT. Ему необходимо сделать так, чтобы торговые переговоры с ЕС превратились в скучный процесс и исчезли с первых полос. Это поможет снизить внутриполитическую напряженность. Тем более что обострить ее наверняка будет пытаться Шотландская национальная партия, которая сильно выступила на выборах и заявляет, что Шотландия не хочет выхода из Евросоюза и необходим второй референдум о ее независимости.