Напугавший бизнес законопроект о защите инвестиций прошел первое чтение

Инвесторы просят не торопиться с его принятием
Проект может привести не к росту инвестиций, а к их замедлению (на фото президент РСПП Александр Шохин)
Проект может привести не к росту инвестиций, а к их замедлению (на фото президент РСПП Александр Шохин) / Андрей Гордеев / Ведомости

Подготовленный Минфином законопроект о защите и поощрении инвестиций вызвал шквал критики практически всех министерств, администрации президента и Госдумы, но во вторник все-таки был принят депутатами в первом чтении.

«Закон достаточно сырой, многоаспектный, вряд ли возможно его принятие в текущем виде», – сказал помощник президента Андрей Белоусов и предложил его доработать в Госдуме. А президент РСПП Александр Шохин и вовсе предупредил, что в нынешнем виде проект может привести не к росту инвестиций, а к их замедлению. «Возникнет инвестиционная пауза», – предупредил он.

Ввести дополнительные льготы и гарантии для инвесторов изначально предлагал сам бизнес. Но во время обсуждения законопроекта выяснилось, что для одних инвесторов – например, в крупные промышленные активы – условия улучшатся, зато для всех остальных – в инфраструктуру – резко ухудшатся. А сам законопроект не просто вводит новый механизм поддержки инвестиций, а претендует на роль «инвестиционного кодекса», подчиняющего себе все остальные режимы стимулирования инвестиций. Проект Минфина пытается упорядочить льготы, а не привлекать дополнительные инвестиции, говорил исполнительный вице-президент Газпромбанка Алексей Чичканов.

Под ударом оказались запланированные и уже запущенные концессии и проекты ГЧП, жаловались крупнейшие инвесторы в инфраструктурные проекты. С помощью такого механизма сейчас реализуется ЦКАД, планируется строить автомобильную дорогу Москва – Казань, а также высокоскоростные железнодорожные магистрали. Впрочем, сам автор законопроекта, замминистра финансов Андрей Иванов, обещал, что условия уже подписанных концессионных соглашений не будут изменены. Но из законопроекта это не следует, спорят юристы, обсуждавшие законопроект в Аналитическом центре при правительстве, при возникновении особых обстоятельств нужно будет подписать дополнительное соглашение с государством, чтобы получить деньги. А для этого инвесторам нужно выполнить условия законопроекта – вложить минимум собственных средств в проект, пройти аудит Минфина и др.

Александр Шохин
президент РСПП

«Есть оценки многих деловых объединений, независимых экспертов, что, если закон будет принят в том виде, в котором его правительство внесло, возникнет инвестиционная пауза». 10.12.2019, «Ведомости»

Претензии к законопроекту есть и у Государственно-правового управления (ГПУ, «Ведомости» ознакомились с копией, ее подлинность подтвердил федеральный чиновник). Так, проект касается большого количества правовых норм, но его авторы даже не пытаются согласовать регулирование общего инвестиционного режима и положения правил о специальных инвестиционных инструментах (например, региональных инвестиционных соглашений, специальных зон). В итоге проект может привести к обратному эффекту – не улучшению, а ухудшению условий инвестиций в России, предупреждают авторы заключения.

Законопроект не должен ужесточать условия, на которых инвесторы входят в проекты, поддерживает губернатор одного из регионов: существующие режимы поддержки, в том числе территорий, в отдельных случаях больше защищают инвесторов, но, если законопроект вступит в силу, условия для них ухудшатся.

В отдельных случаях законопроект прямо противоречит действующим нормам, в том числе международным, пишет ГПУ. Например, он гарантирует защиту инвестиций только российских компаний, что противоречит правилам ВТО. При этом иностранцы не только не смогут претендовать на преференции, но и должны будут согласовывать с Федеральной антимонопольной службой любые сделки в отношении российских компаний, а это противоречит еще и нормам ЕАЭС, а также международным соглашениям о поощрении инвестиций. Что создает угрозу для стабильности всего финансового рынка, пишет ГПУ.

ГПУ также обращает внимание на риски для концессий и ГЧП. Например, проект требует предоставлять господдержку только проектам, которые будут приносить доход бюджету. Но это грозит блокировкой всех инфраструктурных проектов, которые реализуются по концессионным соглашениям и соглашениям о ГЧП, указывают эксперты управления. Строительство инфраструктуры может и не привести к росту доходов, но быть важным проектом, обращают они внимание.

Есть два способа убрать основные риски для рынка концессий, говорит гендиректор компании IC Ictas Insaat Игорь Коваль. Проще всего полностью исключить из сферы действия законопроекта концессии и ГЧП-проекты, но можно адаптировать его для инфраструктурных проектов. Для этого нужно снизить требования к собственным инвестициям (сейчас их сумма зависит от проекта, в сфере здравоохранения и культуры хватит 250 млн руб., а в большинстве случаев – более 5 млрд. – «Ведомости»), сохранив гарантию неизменности условий для инвесторов и неухудшение налоговых условий для концессий, либо сделать так, чтобы нормы ГЧП-законодательства заработали самостоятельно, заключает Коваль.

Вообще законопроект пока не дает никаких дополнительных мер поддержки, подчеркивает другой губернатор, поддержка предоставляется по правилам уже действующих правовых актов. Но создается новая система администрирования. Вряд ли эти изменения приведут к реальному росту инвестиций, опасается он: «Ради чего городим огород?».