Правительство готово запустить реформу контроля и надзора за бизнесом
Необходимые для этого законопроекты согласованы, но сфера их применения сузиласьЗаконопроекты, которые определяют, как устанавливать требования к бизнесу и проверять их выполнение, одобрены правительственной комиссией по законопроектной деятельности, рассказали два федеральных чиновника. «Ведомости» ознакомились с копиями документов, их подлинность подтвердили член комиссии и сотрудники двух бизнес-объединений, участвовавших в обсуждении проектов. В четверг оба проекта будут обсуждаться на заседании правительства, говорит сотрудник аппарата правительства. Представитель аппарата вице-премьера Константина Чуйченко не ответил на вопросы «Ведомостей».
Законопроекты – о госконтроле и об обязательных требованиях – часть реформы контрольно-надзорной деятельности. Второй документ нужен, чтобы работала регуляторная гильотина – до 2021 г. чиновники должны пересмотреть правила контроля и отменить необоснованные требования к бизнесу.
Законопроекты обсуждаются весь год. Бизнесу удалось добиться, в частности, переходного периода для вступления в силу новых норм и их публичного обсуждения. Каждые пять лет нормативные акты должны будут снова анализироваться и неактуальные отменяться. Сами виды контроля не должны дублироваться, а результаты проверок можно будет обжаловать в досудебном порядке.
Но за время работы над законопроектом о госконтроле сфера его применения серьезно сузилась – даже по сравнению с октябрьской версией с 23 до 35 выросло количество видов контроля, которые не попадают под новые правила. Всего сейчас существует около 2 млн требований к компаниям и более 200 видов контроля. Например, список исключений пополнился контролем Федеральной антимонопольной службы (ФАС) за антимонопольным законодательством, госзакупками, сделками экономической концентрации, иностранными инвестициями, гособоронзаказом. Надзор за гособоронзаказом и госзакупками необходим для контроля за бюджетными расходами, передает через представителя замруководителя ФАС Михаил Евраев, он не создает нагрузки на частный бизнес и даже защищает его интересы. Не будут распространяться новые правила также на валютное законодательство, налоговое, таможенное, на контроль за экспортом – для них сохранится действующее регулирование. Некоторые виды контроля не затрагивают интересы бизнеса, например контроль силовых ведомств в воинских частях и учреждениях исправительной системы, передавал через представителя замминистра экономического развития Савва Шипов.
Расширение перечня видов контроля, которые выводятся из-под действия законопроекта, связано с их особенностями и с замечаниями ряда министерств и ведомств, объясняет представитель Минэкономразвития. В частности, это касается контроля, осуществляемого Росгвардией, а также большинства видов контроля со стороны ФАС. Минэкономразвития, по словам его представителя, выступает за универсальный характер законопроекта, то есть, за его распространение на все виды контрольно-надзорной деятельности, но доводы о необходимости специального регулирования отдельных видов контроля заслуживают внимания. При рассмотрении законопроекта в Госдуме, его положения, в том числе список исключений, может измениться, заключает представитель министерства.
Число проверок будет зависеть от группы риска, в которой находится компания. Всего законопроект о госконтроле предлагает шесть групп – от чрезвычайно высокого риска до низкого. Проверок уже с каждым годом становится все меньше: за 10 лет к 2018 г. количество плановых проверок сократилось в 4 раза до 302 000, а внеплановых вдвое – до 676 000, сказал советник уполномоченного при президенте по защите прав предпринимателей Леонид Анучин. Но сумма штрафов растет: в 2018 г. – более чем 980 000 компаний на 179 млрд руб., что вдвое больше, чем в 2015 г., сообщал он.
Законопроект предлагает ввести новые виды контроля – контрольную закупку, выездные обследования, рейд, но главными будут профилактические меры, например рекомендации. Предлагается изменить и KPI для контролеров – ключевым будет количество устраненных рисков, а не проведенных проверок и выявленных нарушений. За безосновательные проверки инспекторов будут наказывать, говорится в законопроекте.
Законопроекты помогут снизить административное давление на бизнес, но все зависит от практики применения новых норм, сказал эксперт департамента законотворческой деятельности Торгово-промышленной палаты Алексей Переседов. Замечания бизнеса были учтены, отмечает сопредседатель «Деловой России» Антон Данилов-Данильян, но некоторые нормы еще предстоит доработать в Госдуме. Главное, чтобы система профилактических мер действительно работала, а все проверки согласовывались с прокуратурой, отмечает вице-президент «Опоры России» Владислав Корочкин. Сейчас законопроект предлагает согласовывать с прокуратурой только выездные проверки и повторные контрольно-надзорные мероприятия, рассказывает вице-президент РСПП Александр Варварин, например, она уже в половине случаев отказывается согласовывать внеплановые проверки. Кроме того, проект предлагает сократить срок уведомления о плановых проверках с 3 рабочих дней до 24 часов, отмечает он, что создает риски для бизнеса.