Правительство поможет регионам снизить долговую нагрузку
Федеральному бюджету это обойдется в 440 млрд рублейПравительство решило помочь регионам снизить долговую нагрузку, изменив график погашения бюджетных кредитов. Такую поправку в проект федерального бюджета на 2020–2022 гг. одобрила Госдума, принимая его во втором чтении. С 2018 г. для регионов был установлен такой график погашения бюджетных кредитов: первые два года по 5%, в 2020 г. 10%, затем в течение четырех лет по 20%.
Поправки снижают платежи в 2020–2024 гг. до 5%. Но чтобы получить скидку, сэкономленную сумму регионы должны направить на инвестиции.
После того как новые предприятия заработают, возможно дополнительное списание долга, указывает представитель Минфина: в счет уплаты могут быть зачтены налоги, которые получит федеральный бюджет от нового инвестпроекта. Если регион не выполнит обязательства по инвестициям, то кредит подлежит досрочному возврату в федеральный бюджет, говорится в поправке. Предложенным в поправке механизмом смогут воспользоваться все регионы, пообещал председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. Он даже предложил в индивидуальном порядке рассматривать заявки регионов с особо крупными инвестициями.
Изменение порядка реструктуризации долга может сэкономить регионам более 440 млрд руб. за пять лет, заявил Макаров. Весь госдолг регионов на 1 сентября составлял почти 2 трлн руб., указывала Счетная палата в заключении на проект бюджета. Задолженность перед федеральным бюджетом увеличилась с начала года на 48,1 млрд руб. до 988 млрд руб. В ближайшие три года регионы должны вернуть почти 380 млрд руб. Сохраняются риски для устойчивости региональных и местных бюджетов из-за больших долгов, особенно у отдельных регионов и муниципалитетов, отмечал аудитор.
Задолженность по бюджетным кредитам – почти половина (44%) от всего регионального долга, у отдельных регионов она превышает треть от ежегодных доходов бюджета, замечает старший директор Fitch Ratings Владимир Редькин. Самое высокое отношение долга к доходам у Мордовии – 79%. Чтобы расплачиваться с федеральным центром в 2020–2024 гг. по действующей формуле, многим регионам пришлось бы отдавать ежегодно почти 10% своих доходов, подсчитал Редькин. А поскольку бюджетное кредитование остановлено, им придется или занимать на рынке по высоким ставкам, или резать расходы, зачастую социальные, продолжает он.
Программа интересна для Нижегородской области, комментирует представитель правительства региона, новые инвестпроекты позволят увеличить доходы всех уровней бюджета, а также создать рабочие места. Чем эффективнее будет проект, тем больше налогов поступит в федеральный бюджет и, соответственно, на большую сумму снижается задолженность области по бюджетным кредитам, отмечает он.
С момента выхода майских указов Владимира Путина 2012 г. регионы были вынуждены наращивать социальные расходы в ущерб инвестициям, комментирует ведущий научный сотрудник Центра развития Высшей школы экономики Андрей Чернявский. Теперь же власти делают ставку на экономический рост за счет увеличения инвестиций. Но правительству будет непросто следить за выполнением условий: придется оценивать проекты, отбирать их, следить за выполнением, рассуждает Редькин.