Тариф на коммунальный мусор посчитают по-новому

Правительство меняет правила учета расходов операторов
Евгений Епанчинцев / ТАСС
Евгений Епанчинцев / ТАСС

Правительство уточнило правила подсчета единого тарифа для мусорных операторов, что должно сказаться и на плате конечных потребителей. «Ведомости» ознакомились с подготовленным постановлением правительства, чиновник аппарата правительства и представитель подготовившей документ Федеральной антимонопольной службы (ФАС) подтвердили его подлинность.

Изменения снизят тарифную нагрузку на население и компании уже в ближайшее время, рассчитывает замруководителя ФАС Виталий Королев (слова он передал через представителя). Так, постановлением определены правила расчета затрат на амортизацию (от максимального срока использования, а амортизация объектов, построенных за счет бюджетных денег, не учитывается). Уточнено, как определять расчетную предпринимательскую прибыль: без учета расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду.

С 2019 г. Россия перешла на новую систему обращения с отходами: регионы утвердили схемы, описывающие, как собирать мусор и что с ним делать, и выбрали отвечающих за это операторов (у Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя отсрочка до 2022 г.). Тарифы для потребителей из-за этого выросли на 5,6% в среднем, оценивал руководитель ФАС Игорь Артемьев. Для кого-то плата появилась впервые – например, для жителей частных домов.

Региональные энергетические комиссии устанавливают единый тариф для оператора. И уже по нему рассчитывается плата: компании получают пропорционально количеству утилизированных отходов, а жильцы и управляющие компании платят пропорционально количеству жильцов или площади (в зависимости от региона).

Рост тарифов не должен быть галопирующим, нужно анализировать финансовое состояние регионов и оказывать адресную поддержку, призвал президент Владимир Путин. И тарифы начали пересматривать. Ставки в 31 регионе были снижены: от 0,01% в Нижегородской области до 32,22% в Крыму, говорится в мониторинге ТКО_АЛАРМ Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) за первое полугодие, а в пяти регионах повышены – от 0,52% в Алтайском крае до 38,74% в Пермском крае. В Курской области тариф на второе полугодие менялся дважды.

Это осложняет работу операторов. Сначала были разыграны конкурсы, заключены соглашения, а теперь меняются их ключевые параметры, отмечала ранее исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик: схемы обращения с отходами, нормативы накопления вывоза мусора и тарифы. Из 85 утвержденных к началу года схем в первом полугодии было изменено 32.

К тому же операторы столкнулись с неплатежами. У 90% компаний образовался существенный кассовый разрыв – более 50 млн руб., сообщал летом гендиректор «Российского экологического оператора» (РЭО) Денис Буцаев. Неплатежи со стороны населения составляют 20-35%, со стороны юридических лиц – 65–70%, рассказал он в интервью РБК в ноябре. И если ситуация с платежами населения улучшается, то в отношении юридических лиц «ничего не меняется» и в некоторых регионах ситуация ухудшилась. Закрыть кассовый разрыв с помощью кредитов не всем операторам удается: или банки отказывают, или ставка приближается к 20%, писала НАКДИ.

Новые правила предлагают применять максимальный срок амортизации, но он не соответствует фактическим срокам работы техники и оборудования, предупреждает участник рынка операторов, это и приведет тому, что технику и оборудование обновить за счет тарифа будет невозможно. В результате созданные имущественные комплексы будут деградировать, опасается он.

К сожалению, отдельные внесённые изменения, в частности по вопросу учёта расходов по основным средствам, не только не разрешили спорную ситуацию, а наоборот усугубили её, передала через представителя председатель комитета по реформированию отрасли обращения с отходами «Опоры России» Полина Вергун. Такие изменения могут привести к тому, что операторы просто не смогут работать в таких условиях, предупреждает она. Если раньше в расчет тарифа могли учитываться договоры лизинга и тариф покрывал эти расходы, то сегодня – нет, что создает прямые убытки для операторов. А новый подсчёт амортизации приведёт к тому, что оборудование невозможно будет обновить, компании будут банкротиться, в итоге наступит стагнация реформы и коллапс всей системы.