Саудовская Аравия нашла способ поддержать экспорт нефти
Это поможет ей сохранить репутацию надежного поставщикаНедавние атаки на месторождения в Саудовской Аравии, приведшие к падению ее нефтедобычи вдвое, заставили Эр-Рияд найти необычный способ поддержать свою репутацию крупнейшего и надежного экспортера нефти. Чтобы не сокращать поставки зарубежным потребителям, она решила сама импортировать нефть и нефтепродукты, сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на трейдеров.
Саудовская Аравия экспортирует в основном сырую нефть. Часть нефти она оставляет себе для переработки в различные виды топлива и обычно является нетто-экспортером нефтепродуктов. По данным ОПЕК, в прошлом году страна в среднем добывала 10,3 млн баррелей нефти в день, а на экспорт отправляла 7,4 млн баррелей нефти и 2 млн баррелей нефтепродуктов в день.
Но в ночь на 14 сентября два ее нефтяных месторождения подверглись атаке дронов и ракет. Ответственность за нее Эр-Рияд возлагает на Иран. После этого нефтедобыча госкомпании Saudi Aramco упала на 5,7 млн баррелей в день, или примерно 5,7% мировой добычи, по данным Международного энергетического агентства. Это привело к сильным колебаниям цен на нефть в последующие дни.
В четверг к 18.30 мск Brent подорожала на 1,4% до $64,49 за баррель.
Во вторник, 17 сентября, новый министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз ибн Салман заявил, что страна уже наполовину восстановила добычу нефти, а к концу сентября та вернется на нормальный уровень. Он также отметил, что Саудовская Аравия использует свои запасы нефти, чтобы продолжать в полной мере выполнять обязанности перед клиентами.
По данным арабских СМИ, в принадлежащих Saudi Aramco хранилищах находится 166 млн баррелей нефти, которых хватит на 33 дня. В понедельник Магнус Нисвен, начальник аналитического отдела Rystad Energy, указывал, что запасы в Саудовской Аравии находятся на самом низком уровне за 10 лет.
Кое-что министр Абдулазиз афишировать не стал, отмечает WSJ. Вскоре после атак Saudi Aramco стала интересоваться импортом дизеля, бензина и другого топлива для внутреннего рынка, утверждают трейдеры. Порой она импортирует топливо летом, поскольку из-за работы кондиционеров потребление электроэнергии увеличивается, но на этой неделе ее спрос был намного выше обычного, отмечают они. По их словам, Saudi Aramco хотела импортировать дополнительно 300 000 баррелей нефтепродуктов в день. «В понедельник саудовцы начали делать запросы о покупке нефтепродуктов, – возможно, с целью максимизировать экспорт нефти», – сказал WSJ гендиректор нефтеперерабатывающей компании Saras Дарио Скаффарди.
Кроме того, Saudi Aramco обратилась к иракской нефтяной госкомпании SOMO, чтобы купить до 20 млн баррелей сырой нефти для своих НПЗ, рассказали WSJ два человека, знакомых с ситуацией. «Саудовцы отдают приоритет экспорту своей нефти на международный рынок», – приводит издание слова Имана Нассери из консалтинговой фирмы Facts Global Energy.
Saudi Aramco отказалась от комментариев. Топ-менеджер SOMO Али Назар Шатар заявил WSJ, что его компания не контактировала с Saudi Aramco.
Саудовской госкомпании теперь также приходится иногда поставлять клиентам не те сорта нефти, которые они заказывали. Так, Saudi Aramco предупредила индийские НПЗ, что не сможет доставить им нефть сорта Arab Light и вместо это отправит более тяжелую нефть, писала ранее WSJ. Аналогичным образом она поступила с некоторыми поставками в Китай, утверждает Самах Ахмед, аналитик Kpler (системы мониторинга судов).
По данным Kpler, экспорт нефти из Саудовской Аравии в последние три дня стабилизировался на уровне 6,5 млн баррелей в день, загрузки сейчас ожидают семь танкеров, сообщила арабская служба CNBC.
Из-за сокращения поставок Arab Light два конкурента Саудовской Аравии, ОАЭ и Катар, уже начали предлагать альтернативные варианты покупателям на международном рынке, рассказали WSJ трейдеры. США потенциально тоже могут увеличить экспорт легких сортов, поскольку их зависимость от импорта из Саудовской Аравии в последние годы уменьшилась благодаря сланцевому буму и они строят инфраструктуру для увеличения собственного экспорта.