Минфин хочет заставить «дочки» госкомпаний отдавать 50% чистой прибыли
Ведомство уже готовит законопроект«Нас немного беспокоит ситуация, когда мы каждый раз вручную следим, чтобы госкомпании поднимали дивиденды своих «дочек» на уровень холдингов (50% от чистой прибыли)», – заявил замминистра финансов Алексей Моисеев (его цитирует «Интерфакс»).
«Госхолдинги часто говорят, что денег нет, потому что они получили мало от «дочек», – а почему «дочка» направила на дивиденды 5% прибыли?» – возмутился Моисеев. Необходимо обязать «дочки» холдингов также отдавать 50% прибыли на дивиденды, заявил он, Минфин уже готовит такой законопроект.
Правительство несколько лет добивается, чтобы госкомпании направляли на дивиденды 50% прибыли по МСФО. В 2018 г. Минфину удалось это сделать: за 2017 г. 50% от чистой прибыли по МСФО заплатили все крупные госкомпании, кроме «Газпрома».
«Если компания платит дивиденды с чистой прибыли по МСФО, совершенно не важно, сколько дивидендов платит ее «дочка» и платит ли вообще. Вся прибыль «дочки» и так консолидируется и служит базой для расчета дивидендов материнской компании», – недоумевает топ-менеджер госкомпании. Размер дивидендов «дочки» может иметь значение, если головная структура платит деньги не по МСФО, а с другой базы, говорит он.
«Транснефть» платит дивиденды от консолидированной прибыли, такое уточнение не нужно, считает и ее представитель.
Компания платит дивиденды с нормализованной прибыли по МСФО – она не учитывает прибыли зависимых и совместно контролируемых компаний, доходы от переоценки финансовых вложений, курсовые разницы и другие параметры. Но сейчас компания и Минфин спорят о сумме промежуточных дивидендов за 2019 г. Минфин предлагает направить 34,5 млрд руб., но компания оценила дивиденды только в 1,3 млрд руб. Решение акционеров «Транснефти» по поводу промежуточных дивидендов еще не принято.
При расчете дивидендов совершенно необходимо учитывать вложения в ценные бумаги и другие неденежные составляющие – например, курсовые разницы, продолжает представитель «Транснефти». А также учитывать достаточность средств для финансирования согласованной государством инвестпрограммы, чтобы хотя бы 30% финансирования составляли собственные средства, считает он.
Остальные госкомпании платят дивиденды по МСФО. Но для некоторых власти все равно делают исключения. Например, в 2017 г. президент России Владимир Путин разрешил «Газпрому» платить дивиденды без учета курсовых разниц. С ними чистая прибыль компании по МСФО в 2016 г. составила 951,6 млрд руб., но почти половина (464 млрд руб.) пришлась на «бумажный» доход из-за курсовых разниц. В итоге «Газпром» заплатил 190 млрд руб. дивидендов, что существенно меньше 50% даже очищенной прибыли. В этом году «Газпром» удивил инвесторов, пересмотрев рекомендацию по размеру дивидендов за 2018 г. Она была повышена в 1,5 раза до 393,2 млрд руб.
«Роснефть» объявила, что направит на дивиденды 50% чистой прибыли за 2018 г.
Идея Минфина может положительно сказаться на дивидендах «Россетей», отмечает аналитик группы компаний «Атон» Ангелина Глазова, хотя некоторые «дочки» «Россетей» платят дивиденды с доходностью на уровне 14–15%, сама материнская компания по текущей дивидендной политике не выплачивает годовые дивиденды уже второй год, несмотря на хорошие финансовые показатели по МСФО. По РСБУ компания фиксирует чистый убыток из-за эффекта переоценки, а в этом случае выплата дивидендов не производится, согласно текущей политике, объясняет она.
Представители Минфина, «Россетей» и «Газпрома» не ответили на запросы «Ведомостей».
Исправленный вариант: в шестом абзаце уточнено определение нормализованной прибыли.