Госкомпании смогут не отдавать 50% прибыли
Если они попали под санкцииВ правиле правительства – направлять на дивиденды 50% прибыли по МСФО – появилось новое исключение. Основанием не платить столько могут быть санкции, заявил в среду председатель правительства Дмитрий Медведев: «Мы остановились на цифре в 50%, и я не так давно утвердил специальное решение. Но оно имеет и исключения».
Исключение будет касаться тех случаев, когда санкции не позволяют компании выплатить 50% прибыли в виде дивидендов, объясняет федеральный чиновник. Какие именно санкции – неважно, нет и критериев, правительство просто примет нужное решение.
Правительство несколько лет добивается, чтобы госкомпании исправно платили в виде дивидендов существенную долю прибыли. В 2018 г. Минфину удалось это сделать: за 2017 г. 50% от чистой прибыли по МСФО заплатили все крупные госкомпании, кроме «Газпрома», который отделался 26%. Но Минфин смог наверстать упущенное – повысил газовой компании НДПИ.
В 2019 г. Минфин рассчитывает получить от госкомпаний почти 590 млрд руб. в виде дивидендов, а к 2021 г. довести эти поступления до 675 млрд. Есть риск, что государство получит на 70% меньше, предупреждал председатель Счетной палаты Алексей Кудрин. Сейчас этот риск может и реализоваться, опасается чиновник финансово-экономического блока.
На совещании в конце января Медведев еще раз поручил, чтобы при назначении дивидендов чиновники требовали от госкомпаний не менее 50% чистой прибыли. Правда, в распоряжении правительства по-прежнему не закреплена такая норма. Минфин и Минэкономразвития дважды пытались утвердить, что на дивиденды нужно направлять именно 50% прибыли, но пока в документе значится прежний минимум в 25%.
Распоряжение не менялось, подтверждает федеральный чиновник.
На том же совещании чиновники договорились и о дивидендных исключениях для компаний: инфраструктурные компании могут при распределении прибыли учитывать свои инвестиционные программы, а компании оборонно-промышленного комплекса – делать поправку на налаживание производства высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Некоторые госкомпании еще до появления нового исключения решили направить на дивиденды менее 50% прибыли. Это, в частности, снова «Газпром»: если верны прогнозы аналитиков, он распределит всего 17,46% прибыли по МСФО. Это минимум за пять лет.
Президент «Транснефти» Николай Токарев говорил, что компания распределит 25–40% чистой прибыли. Наблюдательный совет находящегося под санкциями ВТБ утвердит решение о дивидендах в апреле, сказал президент ВТБ Андрей Костин. Решение о размере дивидендов не принято, сообщил представитель ВТБ, приоритет – соответствие регулятивным нормам с учетом планируемого роста бизнеса, на дивиденды будет направлена оставшаяся часть прибыли.
«Роснефть» объявила, что направит на дивиденды 50% чистой прибыли за 2018 г.
В предложении Медведева есть логика, считает директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко: попавшим под санкции компаниям сложнее занимать на рынке и рефинансировать валютные долги без опоры на российские банки. В большей степени это касается «Роснефти», «Газпром нефти» и «Транснефти», в меньшей – «Газпрома», который не попал под финансовые санкции, продолжает он.
Доля рублевого долга у санкционных компаний значительно выросла, согласен аналитик АКРА Василий Танурков, появились сложности с финансированием совместных проектов: для «Северного потока – 2» был запасной вариант, что «Газпром» сам финансирует строительство.
На «Транснефть» санкции существенно не влияют, но из-за ослабления рубля компания теряет часть выручки, рассуждает аналитик БКС Кирилл Таченников.
Послабления для «Газпрома» в большей степени могут быть связаны с рекордной программой капитальных вложений – трубопроводами и в перспективе газохимическим комплексом на Балтике, говорит Маринченко, на что еще накладывается риск снижения экспорта из-за СПГ и падения европейских цен на газ.
У «Газпрома» из-за косвенного влияния санкций, с одной стороны, выросли затраты на экспортные газопроводы, отмечает Таченников, а с другой – нет возможности быстро запустить Южно-Киринское месторождение, которое должно было стать ресурсной базой третьей очереди «Сахалина-2», а в технологии глубоководной добычи надо вкладываться.
Санкции существенно влияют – но и заставляют компании обзаводиться подушками безопасности, говорит аналитик Raiffeisenbank Андрей Полищук: на счетах «Роснефти», «Газпрома», «Транснефти» и др. уже значительные средства.
Представитель «Транснефти» отказался от комментариев, представители Минфина, «Роснефти», «Газпрома» не ответили на запросы.