Аргентине грозит уже девятый дефолт в истории

Пока страна отложила выплаты на $7 млрд, но рынок ждет реструктуризации всех долгов
Marcos Brindicci / Reuters

Агентство Standard & Poor’s снизило рейтинг Аргентины до «выборочный дефолт», после того как министерство финансов на этой неделе сообщило, что отложит выплату $7 млрд по номинированным в песо облигациям на срок до полугода. Срок погашения этих бумаг истекал в нынешнем году. Объявление S&P было сделано в четверг вечером после того, как сорвался аукцион по размещению краткосрочных облигаций: спрос инвесторов оказался слишком низким после того, как в стране разразился политический кризис.

В середине августа президент Маурисио Макри неожиданно с большим отрывом проиграл праймериз перонисту Альберто Фернандесу, союзнику бывшего президента Кристины Фернандес де Киршнер. После этого инвесторы стали бояться, что к власти вернутся популисты, курс песо упал к концу месяца на 23% (максимум среди валют развивающихся стран), сильно подешевели аргентинские бонды. Сами президентские выборы состоятся 27 октября.

«Оказавшись не в состоянии разместить краткосрочные бумаги среди частных инвесторов на рынке, правительство Аргентины 28 августа в одностороннем порядке продлило сроки погашения всех краткосрочных бумаг. По нашим критериям это означает дефолт», – говорится в заявлении S&P. Впрочем, в пятницу агентство установило долгосрочный суверенный рейтинг эмитента на уровне ССС-, с одной стороны, чуть повысив его, так как в силу уже вступили новые условия погашения бондов на $7 млрд, а с другой – установив на столь низком уровне из-за риска дефолта по другим обязательствам.

До конца этого года, по оценке Capital Economics, правительству нужно выплатить по долгам около $30 млрд. Помимо отсрочки выплат на $7 млрд минфин предлагает инвесторам, в основном иностранным, добровольно растянуть выплаты по облигациям на $50 млрд, а также отложить выплаты по уже полученному займу МВФ на $44 млрд (всего год назад фонд пообещал выделить рекордные $57 млрд). В совокупности правительство надеется отложить выплаты на $101 млрд. Министр финансов Эрнан Лакунса заявил, что это позволит значительно уменьшить долговую нагрузку страны в 2020–2023 гг.

Аргентинские бонды с погашением в 2012 г. упали в пятницу в цене до 44% от номинала, доходность превысила 70%. 100-летние теперь стоят менее 40% от номинала. Такой уровень цен фактически означает, что инвесторы закладываются на полномасштабный дефолт по аргентинским долгам.

В таком случае это будет уже девятый дефолт Аргентины после обретения независимости в 1816 г. Из восьми случившихся первый произошел менее чем через четыре года после выпуска дебютных 46-летних бондов, а последние два – уже в нынешнем веке, причем крупнейший, на $100 млрд, – в 2001 г. Споры и судебные процессы с кредиторами растянулись на полтора десятилетия, из-за них в 2014 г. не был произведен вовремя платеж по уже реструктурированным облигациям. Аргентина вернулась на международный рынок капитала лишь несколько лет назад. В 2017 г. она даже смогла выпустить 100-летние облигации: инвесторы надеялись, что Макри удастся реализовать заявленные экономические реформы. Но долларовые долги страны росли слишком быстро, и финансовая ситуация сильно осложнилась во время двух волн девальваций – в первом полугодии 2018 г. и в этом августе.

Даже при самых оптимистичных предположениях долговую ситуацию в Аргентине нельзя считать устойчивой, потому что ее задолженность слишком высока, считает Карлос де Суса из Oxford Economics (цитата по Financial Times (FT). Поэтому, полагает он, следующему правительству придется проводить еще одну реструктуризацию.

S&P на прошлой неделе снизило рейтинг Аргентины с В до В-, тогда как Fitch Ratings сразу опустило его с В до ССС. «Долговая ситуация развивается в исключительно неблагоприятном направлении на фоне падающего валютного курса, вероятного ускорения инфляции и углубления рецессии в экономике», – заявляет теперь S&P.

В Аргентине десятилетиями повторяется одна и та же ситуация, отмечает Артуро Поржечански, который в прошлом был экономистом по развивающимся рынкам в банках ING и ABN Amro, а теперь преподает в Американском институте в Вашингтоне. Популист-перонист становится президентом, сильно увеличивает госрасходы, чем на короткое время стимулирует экономику. Но накапливается избыточный долг, ускоряется инфляция, страна оказывается в предкризисном состоянии и выбирает реформатора-рыночника, чтобы исправить ситуацию. Однако быстро устает от проводимой им политики бюджетной экономии и снова обращается к перонистам. Макри четыре года назад тоже победил на выборах с большим отрывом, когда экономику нужно было реформировать после контроля за ценами, национализации, чрезмерных госрасходов – политики, которую проводили Кристина Киршнер, а перед ней – ее муж. Но теперь Киршнер, в отношении которой ведутся суды по обвинению в коррупции, идет вице-президентом в паре с Альберто Фернандесом. Макри же, с учетом того, что в течение трех из четырех лет его правления наблюдался экономический спад, а инфляция составляет 55%, «трудно найти союзников в политической, социальной и экономической сферах и убедить их, что все движется в нужном направлении», говорит политолог из Буэнос-Айреса Карлос Фара (цитата по FT.)

Исправленная версия. В заголовке и шестом абзаце уточнено, что Аргентина уже допустила восемь дефолтов, новый будет девятым.