Мировой экономике грозит японизация
Хронические проблемы Японии распространяются на Европу и СШАЯпония уже почти 30 лет не может побороть риск дефляции и ускорить экономику, несмотря на мощное денежное стимулирование. В последние годы аналитики стали говорить о «японизации» еврозоны, но теперь беспокойство стало вызывать и состояние экономики США.
Американская экономика лучше европейской восстановилась после мирового финансового кризиса, и ФРС даже удалось повысить процентные ставки с 0–0,25% до 2,25–2,5% к концу прошлого года. Кроме того, демографическая ситуация в США лучше, чем в Японии и Европе. Но и там инфляция редко достигает целевых 2%, а эффект от налоговой реформы президента Дональда Трампа, ускорившей экономику, сошел на нет. Поэтому ФРС в январе взяла паузу в повышении ставок, а в июле опустила их впервые с 2008 г. – до 2–2,25%.
Некоторые управляющие ФРС сомневаются в необходимости дальнейшего смягчения денежной политики, но инверсия кривой доходностей казначейских облигаций и ряд других признаков указывают на возможное приближение рецессии.
ФРС и Европейский центробанк заявляют о готовности снова поддержать экономику стимулирующими мерами. «Может возникнуть зависимость от низких или отрицательных ставок, – предупреждает Лайза Шэлетт из Morgan Stanley Wealth Management (цитата по Financial Times). – Это очень страшно. Япония до сих пор не избавилась от этого. Мир в очень опасной ситуации».
Хотя у Японии наиболее длительный опыт борьбы с чрезмерно низкой инфляцией и экономической стагнацией, первой процентные ставки ниже нуля опустила все-таки не она, а Швеция, где в 2009 г. на короткое время были введены отрицательные ставки по депозитам коммерческих банков в ЦБ. Затем Центробанк Дании опустил базовую ставку ниже нуля в 2012 г.; с тех пор, за исключением четырех месяцев в 2014 г., она остается отрицательной. Его примеру последовали ЕЦБ и центробанки Швейцарии и Японии.
Основной симптом распространения японизации – рост доли облигаций с отрицательной доходностью, отмечает FT. Их совокупная стоимость превышает $16 трлн, это более 30% глобального долгового рынка. Около половины бондов с отрицательной доходностью – как раз у Японии, по данным Deutsche Bank. Но у нее не все госбонды торгуются с доходностью ниже нуля, тогда как в Германии, Дании, Нидерландах, Финляндии – госбумаги со всеми сроками погашения. Такие облигации есть даже у правительств Португалии и Испании, хотя еще несколько лет назад были опасения, что из-за долгового кризиса они покинут еврозону. В поисках повышенной доходности инвесторы идут на больший риск. Из-за этого даже у 10-летних гособлигаций Греции доходность опустилась 27 августа до рекордно низких 1,826%, хотя страна только в 2018 г. прекратила получать финансовую помощь и по-прежнему должна соблюдать требования международных кредиторов.
Инвесторы покупают такие активы, ожидая, что процентные ставки продолжат снижаться. «В основном они надеются, что смогут перепродать их кому-нибудь дороже», – говорит Андреа Яннелли из Fidelity International (цитата по The Wall Street Journal). Доходность облигаций снижается, когда их цена растет, и наоборот. Участники рынков в Европе и Японии уже уверены, что ставки и доходности там еще долго будут держаться около нуля, приводит FT мнение экс-министра финансов США Лоуренса Саммерса: «США же от этого отделяет лишь одна рецессия. Можете называть это проблемой черной дыры, вечной стагнацией или японизацией, но это то, о чем следует беспокоиться центробанкам».
Обратный эффект
Предполагалось, что отрицательные ставки помогут увеличить кредитование и инвестиции, что ускорит экономику. Но на деле вышло наоборот, пишет Bloomberg со ссылкой на результаты исследования Батского университета. Издержки коммерческих банков увеличились, так как им пришлось платить за хранение средств в центробанках. Из-за этого они уменьшили кредитование. «Это хороший пример непредвиденных последствий, – приводит Bloomberg слова Ру Си, одного из авторов исследования. – Политика отрицательных ставок дала обратный эффект, в частности, в условиях, когда у банков и так были проблемы с рентабельностью».
Многие инвесторы надеются, что рецессии в США удастся избежать, если ФРС опустит ставки, но повторение японского сценария будет иметь тяжелые последствия в долгосрочной перспективе. Считается, что низкие ставки выгодны заемщикам, но пример Японии показал, что это необязательно ведет к ускорению экономики. Необязательно это ведет и к непосредственной цели – увеличению кредитования, показало исследование Батского университета в Великобритании (см. врез). Однако создает проблемы пенсионным фондам и другим долгосрочным инвесторам, вкладывающим в облигации, которым труднее выполнять свои обязательства. Кроме того, некоторые эксперты называют околонулевые ставки важной причиной роста имущественного неравенства в период после кризиса: небогатые люди, чьи сбережения в основном состоят из банковских депозитов и консервативных инвестиционных инструментов, потеряли возможность зарабатывать на них.
Центробанки не смогут смягчать денежную политику бесконечно. «Насколько низко можно опустить ставки, зависит от того, когда это начнет быть контрпродуктивным», – цитирует FT Адама Поузена, президента Института мировой экономики Питерсона. Отрицательные ставки все больше воспринимаются как ошибочная политика, что усиливает неопределенность и подрывает потребительскую и предпринимательскую уверенность, из-за чего экономика буксует еще сильнее, полагает стратег по глобальным рынкам JPMorgan Николаос Панигирцоглу.