Минприроды заметило рост частных инвестиций в переработку мусора
Говорить о всплеске интереса рано, инвесторов отпугивают меняющиеся правила игрыПереработка коммунальных отходов становится более привлекательной для инвесторов, говорится в справке, подготовленной в Минприроды для министра Дмитрия Кобылкина. «Ведомости» ознакомились с содержанием, подлинность подтвердил представитель Минприроды.
В 2019 г. частные инвестиции в переработку мусора будут вложены в 73 объекта в 31 регионе, говорится в справке. По предварительным данным, инвестиции в объекты, которые будут введены в эксплуатацию до конца года, составят 20 млрд руб. В 2018 г. в обработку и утилизацию мусора было вложено 12 млрд руб.
Речь в основном о частных вложениях, но явно видна тенденция к увеличению числа государственно-частных партнерств (ГЧП), прокомментировал «Ведомостям» представитель Минприроды. Если в 2017 г. было всего одно концессионное соглашение, в 2018 г. было подписано два и 17 объектов строились частными инвесторами, то в 2019 г. проходят процедуру конкурса или подачи частной концессионной инициативы 17 проектов.
Подсчеты министерства расходятся с данными Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ): в 2017 г. было заключено пять концессионных соглашений на 2,6 млрд руб., в 2018 г. – четыре, на 8,2 млрд руб. В 2019 г. прошло три конкурса: два в Ханты-Мансийском автономном округе и один в Башкирии, сообщила НАКДИ «Ведомостям». Ассоциация отслеживает только средние (от 100 млн до 1 млрд руб.) и крупные проекты (свыше 1 млрд руб.).
Участие в проектах принимают все игроки рынка, комментирует представитель Минприроды: почти треть вложений приходится на региональных операторов, часто в консорциуме со строительной компанией и финансирующей организацией. Для рынка утилизации характерно наличие крупных игроков и цепочек кооперации с потребителями и производителями вторичного ресурса.
У многих региональных операторов (компаний, отвечающих за всю цепочку работы с коммунальными отходами) большие финансовые сложности из-за неплатежей населения и компаний: 90% операторов имели весной существенный кассовый разрыв – более 50 млн руб., сообщал гендиректор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев. По данным НАКДИ, в первом полугодии собираемость платежей колеблется от 20 до 90%, в среднем менее 60% в месяц. Закрыть кассовый разрыв с помощью кредитов не всем удается: или банки отказывают, или ставка приближается к 20%. Новый индекс «ТКО_аларм» показал, что региональные операторы находятся за границей устойчивости.
Проекты, в которые вкладываются региональные операторы, не должны пострадать из-за финансовых проблем, считает представитель Минприроды. Во-первых, их сможет подхватить РЭО, который сможет заменять концессионера при угрозе дефолта. Во-вторых, при отборе проектов ГЧП и РЭО совместно с Минприроды и Росфинмониторингом тщательно проверяет устойчивость инвестора.
Рост интереса частных инвесторов к переработке мусора Минприроды объясняет экономической поддержкой отрасли: сохранение ставки платежа за негативное воздействие на окружающую среду на уровне 2018 г., освобождение региональных операторов отходов от НДС, предоставление возможности использования объектов размещения ТКО (твердые коммунальные отходы), введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющих документации, предусмотренной законодательством, для размещения отходов.
Сложно согласиться с тем, что все это экономические стимулы – ставку сохранили на уровне предыдущего, чтобы не выросли тарифы, напоминает исполнительный директор НАКДИ Светлана Бик, НДС – решение недавнее и неоднозначное, оно могло не успеть сказаться на вложениях. Решение о возможности вывозить до 2023 г. мусор на закрытые полигоны скорее не стимулирует вложения в новые проекты по утилизации и сортировке, а как раз наоборот. Пока всплеска интереса к отрасли у частных инвесторов не видно, констатирует Бик.
Сейчас многие инвесторы, в том числе даже иностранные, рассматривают проекты в области коммунальных отходов, признает управляющий партнер «Пионеров ГЧП» Дарья Годунова, но все останавливается на стадии переговоров именно из-за нестабильности условий. Инвесторов волнует, что тарифы – предмет политического обсуждения и не могут быть зафиксированы даже на небольшой промежуток, объясняет она. При подготовке любого инвестиционного соглашения инвестор всегда взвешивает реальные сроки возврата заемных средств и условия тарифного регулирования, плюс порядок возмещения доходов. И если финансирующие организации не видят, как все эти условия сформируют достаточный денежный поток для возврата заемного капитала, они не идут в проект. Речь может идти или о вложениях крупных игроков, которые обладают всей цепочкой от вывоза до захоронения, или о точечных краткосрочных вариантах, но в общей массе это нельзя принимать за статистический подъем, резюмирует Годунова.