«Автодор» намерен запустить новую схему привлечения инвестиций в строительство дорог

Госкомпания хочет продать долю в своей «дочке»
Новая схема привлечения инвестиций поможет запустить крупный инфраструктурный проект возле Краснодара
Новая схема привлечения инвестиций поможет запустить крупный инфраструктурный проект возле Краснодара / Виталий Тимкив / РИА Новости

В сентябре отвечающая за платные дороги госкомпания «Автодор» намерена продать частным инвесторам долю в одной из своих проектных компаний – ООО «ДЗОК», рассказали «Ведомостям» три претендента на сделку, два человека, близких к госкомпании, и федеральный чиновник. Это поможет запустить крупный инфраструктурный проект – Дальний западный обход Краснодара.

Заключение на проект было дано в январе, протяженность дороги – 51 км, сообщил представитель Главгосэкспертизы, не уточняя стоимость дороги. Это 39 млрд руб., говорят три собеседника «Ведомостей». В комплексном плане развития и модернизации инфраструктуры на дорогу заложено 25 млрд руб. из бюджета, говорит человек, близкий к госкомпании. Продажа доли в проектной компании поможет привлечь недостающие частные инвестиции.

Новых дорог с такими инвестициями сейчас немного. На долю в ДЗОКе претендуют «Автобан», ICA Construction, «Донаэродорстрой», рассказали четыре собеседника «Ведомостей», включая сотрудников этих компаний. По их словам, сейчас формируются консорциумы, которые будут претендовать на проект, в их состав должны войти и крупнейшие банки – Сбербанк и Газпромбанк, а ICA планирует участвовать вместе с РФПИ. Предварительные переговоры с претендентами уже идут, ICA и РФПИ имеют самые хорошие шансы на победу – они предложили наилучшую цену, говорят два участника переговоров. Вопрос о продаже доли остается открытым, замечает представитель «Автодора».

Представитель РФПИ подтвердил заинтересованность в проекте и факт переговоров с «Автодором». Об интересе к проекту говорят также заместитель гендиректора «Автобана» Денис Анисимов, член совета директоров «Донаэродорстроя» Владимир Кирсанов, представители ICA Construction и Газпромбанка. Представитель Сбербанка отказался от комментариев.

Обычно платные дороги строятся по концессии, и соглашение инвестор подписывает с государством. Схема с краснодарской дорогой необычная – корпоративное ГЧП, рассказывают участники переговоров, право построить дорогу получит тот, кто предложит наилучшую цену за за участие в ДЗОКе.

Покупатель должен будет подписать долгосрочное инвестиционное соглашение. Если прежде по таким соглашениям доля частных инвестиций в проекте не превышала 10–15%, то в этом случае она может достигнуть и 30%, как в концессиях, рассказывает человек, близкий к «Автодору»: «Получается квазиконцессионное соглашение». Доля внебюджетного финансирования составит до 30%, подтверждает представитель «Автодора».

Госкомпания планирует контролировать реализацию проекта. Сначала «Автодор» продаст до 49% компании, рассказывает человек, близкий к госкомпании. После того как будут привлечены кредиты от финансирующих организаций, инвестор увеличит долю вплоть до 75%, продолжает он, а через несколько лет после начала эксплуатации трассы «Автодор» может полностью выйти из проекта.

Фактически «Автодор» разрабатывает проект, а инвестор покупает долю в готовом бизнесе – это интересная форма привлечения финансирования, оценивает партнер бюро «Качкин и партнеры» Денис Качкин. В будущем «Автодор» намерен активно использовать такой механизм, говорят два собеседника «Ведомостей»: при концессиях много времени уходит на проведение конкурса. Но права инвесторов будут защищены слабее, чем в концессиях, рассказывает участник переговоров: отвечать перед инвестором будет «Автодор», а не государство. Это риски, учитывая, что такие контракты заключаются на много лет, продолжает он, а государство не отвечает по обязательствам госкомпании и по долгосрочным инвестиционным соглашениям. Госкомпания не столь надежный контрагент, как государство, согласен Качкин.

Похожий опыт у «Автодора» уже был. В 2017 г. он продал итальянской Anas 51% оператора одного из участков трассы М4 «Дон». Но тогда речь шла не о строительстве, а об эксплуатации трассы и установке оборудования для взимания платы.

Обход Краснодара нужен, чтобы вывести транзитный трафик из города, повысить мобильность населения, улучшить экологическую ситуацию и увеличить пропускную способность дальних подходов к Крымскому мосту, перечисляет представитель «Автодора». Дорога очень важна, соглашается директор Института транспорта ВШЭ Михаил Блинкин, Краснодар всегда был крупным транспортным узлом, а после запуска Крымского моста нагрузка выросла.