Дорога к горнолыжным курортам в Красной Поляне может стать платной

Власти впервые обсуждают введение платы за проезд по трассе, которой не нужна реконструкция
Построенная к Олимпиаде трасса из Адлера в Красную Поляну может стать платной
Построенная к Олимпиаде трасса из Адлера в Красную Поляну может стать платной / Евгений Разумный / Ведомости

Совмещенная автомобильная и железнодорожная трасса Адлер – Красная Поляна, которая была самым дорогим объектом олимпийской стройки, уже скоро может стать платной для автомобилистов. Такое решение готовится и может быть принято уже осенью, рассказали «Ведомостям» два федеральных чиновника и два участника правительственных совещаний. По их словам, обсуждается передача трассы в ведение госкомпании «Автодор», которая курирует платные дороги.

Вопрос прорабатывается, подтвердили представители Минтранса и «Автодора».

Строительство трассы Адлер – Красная Поляна обошлось, по данным РЖД, в 272 млрд руб., из которых 241 млрд потратил бюджет и 32 млрд – РЖД. Она ведет от аэропорта к крупнейшим и самым популярным российским горнолыжным курортам. Если решение будет принято, пункты взимания платы могут появиться на трассе уже до конца года, рассказывает федеральный чиновник. Сроки возможного введения платы не определены, возражает представитель «Автодора».

Федеральные власти предметно не обсуждали этот вопрос с администрацией Краснодарского края, говорит сотрудник администрации региона. Представитель администрации краснодарского края не ответил на вопросы «Ведомостей» о введении платы за проезд.

Возможность такого решения представитель Минтранса объясняет наличием дублирующей федеральной трассы и необходимостью оптимизировать затраты на содержание дорог. Обсуждение началось в связи с тем, что правительство планирует продолжить эту дорогу, говорят три участника правительственных совещаний. Придется «рубить ее через Кавказский хребет», замечает один из них: трасса может стать альтернативой дороге Джубга – Сочи, которая находится в плохом состоянии и проседает.

До конца года председатель «Автодора» Вячеслав Петушенко должен ­доложить правительству о работе над маршрутами «Дороги Черноморья».

Построенная к Олимпиаде дорога почти полностью состоит из тоннелей. За проект отвечал бывший тогда гендиректором РЖД Владимир Якунин, а контракт на строительство получили без конкурса «СК Мост» и «Трансюжстрой», который привлек на субподряде «Мостотрест» Аркадия Ротенберга.

Законодательство позволяет вводить плату только при наличии альтернативного бесплатного проезда, который не может быть более чем втрое длиннее, говорит старший юрист Squire Patton Boggs Константин Макаревич. Альтернатива новой трассе – Старое Краснополянское шоссе, их протяженность почти совпадает: 48 и 43 км соответственно. Добраться из Адлера в Красную Поляну можно также поездом «Ласточка» за 40 мин., заплатив от 450 руб.

Старая дорога была пробита в горах еще в XIX в. и по этому серпантину было страшно ездить, вспоминает директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин, вряд ли кто-то поедет по ней, а не по новой трассе. До частичной реконструкции в 2005 г. на некоторых ее участках было одностороннее движение. Затем трассу еще раз реконструировали к Олимпиаде в Сочи. Сейчас она не нуждается в ремонте и соответствует всем требованиям, рассказывает представитель Росавтодора, на большинстве ее участков две или четыре полосы. По краснодарским меркам обе дороги неплохие, говорит сотрудник администрации края: Джубга – Сочи куда более опасный серпантин, чем старая дорога в Красную Поляну.

Информации о том, каким может быть тариф на новой трассе, у «Автодора» пока нет, говорит его представитель: сначала нужно провести оценку. Средний тариф на сети дорог под управлением «Автодора» – 1,8 руб. за 1 км, при таких расценках проезд в одну сторону может обойтись в 87 руб.

Дорогой в основном пользуются туристы, поэтому логично ввести на ней плату за проезд, считает Блинкин, а местным жителям – среди пользователей трассы их не более 10% – можно дать льготы. Но это может стать первым случаем, когда плата будет введена на действующей трассе, не нуждающейся в реконструкции, признает он: «Это может потребовать юридических ухищрений». Обычно дороги в России становятся платными, когда дорогу строит или реконструирует концессионер – он вкладывает деньги и должен вернуть их с прибылью, говорит топ-менеджер одной из крупнейших строительных компаний. Но дорога из Адлера построена в основном за счет бюджета, продолжает он, и если она станет платной, то налогоплательщики заплатят за нее дважды – это неправильно.