Почему Китай лидирует в технологии распознавания лиц
Местные компании уже применяют ее в сфере финансов и платежей
Китайские компании активно внедряют технологию распознавания лиц в финансовых областях. У них есть определенное преимущество по сравнению с конкурентами из других стран – в Китае не стоит вопрос о защите персональных данных
Правда написана на лице
Финансовый гигант Ping An начал использовать собственную технологию распознавания лиц еще в 2016 г. в подразделении потребительского кредитования. Технология улавливает еле заметные непроизвольные движения лица, позволяя выявлять мошенников и сокращать убытки от выдачи кредитов. Технологию стали использовать и банки, тем более что она позволяет выдавать займы там, где у них нет отделений.
При выдаче крупных кредитов Ping An просит заемщиков пройти онлайн-видеоинтервью длительностью 10–15 мин. Компания записывает и анализирует ответы, пытаясь выявить признаки подозрительного поведения. В январе Ping An сообщала, что с помощью этой технологии уже выдала займы более чем на 500 млрд юаней ($72,3 млрд), сократив среднее время одобрения кредитов с пяти дней до двух часов.
В основном Ping An использует технологию для идентификации, пишет The Wall Street Journal (WSJ). Когда клиенты обращаются к ней в первый раз, компания требует предоставить удостоверение личности с фотографией и снимает их лица, прося совершить некоторые движения – открыть рот или поморгать. Затем клиенты могут приобретать страховые продукты онлайн, сканируя лицо смартфоном, или связываться с агентами Ping An по видеосвязи.
Технология также помогает Ping An оценить состояние здоровья. Сканирование лица позволяет оценить индекс массы тела человека и понять, обладает он избыточным или недостаточным весом. В зависимости от результата клиент может получить скидку на полис, предполагающий выплату до 1 млн юаней ($145 000) в случае тяжелого заболевания. В Китае очень популярна физиогномика, т. е. определение по лицу и его выражению типа личности, душевных качеств, состояния здоровья человека, отмечает издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money Йон Триси.
Новый способ безналичных расчетов
Китайские компании еще несколько лет назад популяризировали платежи с помощью смартфонов, но этот метод уже уходит в прошлое – люди расплачиваются лицами. В апреле жена Триси, китаянка (они живут в США), посещала родственников в Гуанчжоу, и кассир в местном магазине 7-Eleven предложил ей скидку в 10 юаней, если она сфотографируется. «Не успела она ответить, как он уже сделал снимок. На следующий день она, сама того не желая, расплатилась в другом магазине своим лицом – кассир сам списал деньги», – рассказал Триси.
В открытом доступе
Свои базы, использовавшиеся для исследовательских целей, также удалили из общего доступа Стэнфордский университет и Университет Дьюка. База Стэнфорда состояла из изображений посетителей кафе Brainwash в Сан-Франциско, сделанных камерой наблюдения. Существование этих и десятка других баз обнаружил берлинский исследователь Адам Харви, писала Financial Times. Базой MS Celeb пользовались в том числе коммерческие организации, включая IBM, Panasonic, Alibaba, Nvidia, Hitachi, а также китайские компании Sensetime и Megvii, которые, в частности, поставляют оборудование для властей Синьцзян-Уйгурского района. Там, как сообщали Human Rights Watch, газета The New York Times и издание «Медуза», ведется тотальная видеослежка за местным мусульманским населением, а сотни тысяч жителей помещены в лагеря.
Ant Financial Services и Tencent, которым принадлежат, соответственно, платежные системы Alipay и WeChat Pay (на них приходится около 90% китайского рынка мобильных платежей, в 2018 г. составившего $23,16 млрд), устанавливают по всей стране экраны, сканирующие лица покупателей. Они утверждают, что это сделает процесс оплаты быстрее и эффективнее, но по желанию потребителя можно сканировать и QR-код на экране смартфона, пишет WSJ. В апреле Ant представила более компактную систему размером с iPad Mini стоимостью 1999 юаней (около $290), примерно втрое дешевле предыдущей. Компании берут с ритейлеров небольшую комиссию с транзакций.
Аппараты Ant и Tencent для сканирования лиц уже можно увидеть на вендинговых автоматах, в ресторанах (в частности, KFC), продуктовых магазинах и больницах, пишет WSJ. По словам директора по информационным технологиям сети булочных Wedome Ху Бо, более 70% посетителей предпочитают расплачиваться, сканируя лицо.
Почему именно Китай
Технология распознавания лиц стала частью повседневной жизни в Китае, поскольку страна не уделяет столько внимания конфиденциальности данных, сколько Запад. Власти используют технологию распознавания лиц для наблюдения за улицами, станциями метро, аэропортами и другими общественными местами. «В Китае распознавание лиц достигло довольно хорошего уровня развития и, вероятно, станет стандартным способом для совершения безналичных расчетов в будущем», – считает аналитик Suning Financial Research Institute Чжэн Цинчжэн (цитата по WSJ).
Ant, Tencent и Alibaba инвестируют в местные компании, занимающиеся этой технологией, например Megvii и SenseTime. Также китайские компании приобретают технологии распознавания лиц за границей. Так, в 2016 г. Ant купила американскую EyeVerify, которую затем переименовала в Zoloz. В начале июня стало известно, что Huawei приобрела патенты и часть команды разработчиков российской компании «Вокорд».
Согласно опросу Платежной и клиринговой ассоциации Китая, более 85% людей, использующих мобильные платежи, готовы совершать транзакции, сканируя лицо или отпечатки пальцев. Хотя более 70% респондентов признались, что беспокоятся по поводу безопасности данных. Некоторым процесс кажется сложным и медленным, если камера не может отсканировать лицо с первого раза. Но многие довольны. «Это очень удобно, – приводит WSJ слова студента Ван Хаовэя. – Можно не беспокоиться, что не сможешь расплатиться смартфоном, если заряд батареи низкий».
«У нас на Западе идет серьезная дискуссия о конфиденциальности данных и какой доступ к ним должны получать корпорации. В Китае такой дискуссии нет в принципе. Вне зависимости от того, кто собрал ваши данные – любые, от паролей и отпечатков пальцев до черт лица, истории просмотра в браузере, истории поездок и контактов в социальных медиа, – все они попадают к правительству», – указывает Триси. И используются для контроля за населением, подавления в зародыше любых видов недовольства и протеста, а в финансовой сфере – для контроля за движением капитала, добавляет он.



