Huawei купила технологии российской компании в области распознавания лиц
Китайский производитель приобрел патенты и команду разработчиков компании «Вокорд»О сделке Huawei «Ведомостям» рассказал источник, близкий к одной из ее сторон, человек, знающий ее условия, и знакомый одного из акционеров российской компании. Сделка была сложная. По данным ЕГРЮЛа, российская «дочка» китайской компании «Техкомпания Хуавэй» и гонконгская «Хуавэй диджитал технолоджиз ко., лимитед» стали владельцами компании «Игл софтлаб». Этой компании продал свои права на патенты и оборудование «Вокорд», говорит собеседник, близкий к одной из сторон сделки, и подтверждает человек, знающий ее условия. Также в «Игл софтлаб» переходит большинство сотрудников компании, уточняет один из них. О том, что Huawei купила интеллектуальную собственность «Вокорда» и часть команды, также знает собеседник в одной из компаний – разработчике биометрических технологий. В конце января об интересе Huawei к компании писал «Коммерсантъ».
«Игл софтлаб» учредили в декабре 2018 г. однофамильцы сооснователя и технического директора «Вокорда» Алексея Кадейшвили и совладельца компании Вячеслава Кузьмичева – Любовь Кадейшвили (до сделки ей принадлежало 23,6% компании) и Владимир Кузьмичев (6,43%). Акционерами компании также были фонды «С-групп венчурс» (17,67%, управляется «Севергрупп» Алексея Мордашова) и «Лидер-инновации» (44,17%, УК «Лидер»), которые одновременно являются основными владельцами «Вокорд софтлаба». У «Игл софтлаба» также было 14 миноритариев, как минимум шестеро, судя по информации в социальных сетях, публикациям и патентам, являются сотрудниками «Вокорда». Еще один бывший миноритарий, Олег Генин, – действующий гендиректор «Вокорд софтлаба». Все они 17 мая продали доли новому владельцу.
Представитель Huawei подтвердил, что «Huawei Россия» и «Huawei Гонконг» стали владельцами «Игл софтлаба», но не раскрыл детали сделки. Алексей Кадейшвили, Генин, представители «Севергрупп» и «Лидер-инноваций» отказались от комментариев.
«Вокорд» основан в 1999 г. и разрабатывает камеры и софт для распознавания лиц, видеонаблюдения и фиксации нарушений правил дорожного движения. В 2011 г. компания получила грант «Сколково» в размере 20 млн руб. Согласно базе «Роспатента», ей принадлежат 11 патентов на изобретения и 6 патентов на программы. 1 апреля компания подала заявление на отчуждение прав на эти объекты интеллектуальной собственности, но в чью пользу – неизвестно. Разработки компании покупали МВД, банки, ритейлеры, говорится на сайте компании. В 2016 г. алгоритм распознавания лиц «Вокорда» занял первое место в тесте Вашингтонского университета Megaface – в нем алгоритмы должны распознать лица реальных людей среди миллиона «отвлекающих» фотографий – с результатом 75,1%. Сейчас результат компании в тесте выше – 91,76%, но ее опережают три десятка конкурентов. Первые три места в Megaface занимают китайские компании.
Huawei оценила «Вокорд» в $40–50 млн, говорят два собеседника «Ведомостей». Huawei смотрела множество компаний в области видеонаблюдения и видеоаналитики на российском рынке, знает партнер фонда Impulse VC Кирилл Белов. В Китае бум систем распознавания лиц, а в России можно купить высокотехнологичный стартап в этой сфере в десятки раз дешевле, чем в США, указывает он.
«Вокорд» занимает несколько процентов рынка распознавания лиц в России, говорит топ-менеджер компании – разработчика биометрических технологий. Возможный смысл покупки для Huawei – быстро нарастить штат квалифицированных сотрудников на стратегически важном для нее российском рынке, полагает он.
Российские компании – лидеры на рынке систем распознавания оценивают себя в $50–100 млн, а «Вокорд» стоит меньше $50 млн, так что Huawei нашла для себя недорогого игрока с полным портфелем технологий, рассуждает Белов.
Свой алгоритм распознавания лиц у Huawei уже есть, но компанию могли заинтересовать разрабатываемые «Вокордом» HD-камеры с умными функциями, что является основным ее бизнесом, считает генеральный директор другого российского разработчика систем распознавания, NtechLab, Александр Минин.
Китайская корпорация может оказаться проблемным акционером: в середине мая минторг США ввел против Huawei санкции, которые запрещают работать с ней американским компаниям. От сотрудничества с ней могут отказаться Google и разработчики чипов Qualcomm, Intel, AMD, писали СМИ.
Сделка с Huawei закроет для «Вокорда» западный рынок, но вряд ли у него были крупные контракты в США, отмечает управляющий фонда Leta Capital Александр Чачава. Зато теперь он получит сильного партнера на китайском рынке, который кратно больше российского. «Вокорд» заявлял о планах выйти на рынки США и Канады в 2016 г., но о результатах экспансии не сообщал. Зато компания отчитывалась о реализованных проектах в Индии и Индонезии.
Сейчас Huawei вынуждена сокращать исследовательские центры в США, а специалистов в области распознавания не хватает во всем мире, поэтому покупка технологий «Вокорда» вместе с командой – логичный шаг, считает гендиректор ЦРТ Дмитрий Дырмовский. Алгоритмы «Вокорда» показывали неплохие результаты в тестах Национального института стандартов и технологий США, напоминает он.