Чиновники установят квоты на выбросы компаний, транспорта и ЖКХ
Эксперимент коснется 12 городовСнизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу должен помочь законопроект Минприроды, который на этой неделе был одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. «Ведомости» ознакомились с текстом, подлинность подтвердил представитель Минприроды. В четверг проект рассмотрит правительство, затем он будет внесен в Госдуму, уточнил представитель министерства. Госдума может принять законопроект еще до конца весенней сессии, говорит председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов.
Законопроект был подготовлен для реализации проекта «Чистый воздух», включенного в нацпроект «Экология». К 2024 г. загрязняющие выбросы должны снизиться на 22%, но пока только в 12 городах, где проблема особенно остра. По проекту Росприроднадзор должен установить квоты на выбросы в таких городах и заключить соглашения с предприятиями, работающими в этих городах.
Городов, где воздух сильно загрязнен промышленными выбросами, в России гораздо больше, говорит руководитель «Гринписа» по России Иван Блоков. Почти в 200 городах средняя концентрация хотя бы одного из загрязняющих веществ превышает предельное значение, замечает он. Бизнес не сделал производство более экологичным, а власти не принудили его к этому, отмечает Блоков. Но для эксперимента, вероятно, выбрали самые крупные из загрязненных городов, считает он. Например, законопроект коснется Магнитогорска и Челябинска.
Губернатор каждого региона должен будет представить план снижения выбросов и утвердить его в правительстве. Отвечать за его реализацию будут лично губернаторы.
По законопроекту Роспотребнадзор выделит самые вредные вещества, выбросы которых влияют на превышение гигиенических нормативов качества воздуха или создают риски для здоровья человека.
Сейчас служба уже работает с крупными предприятиями-загрязнителями, но люди дышат не прямо около их трубы, говорит Бурматов, если пять заводов расположены близко и каждый из них не превышает норму, но нет ветра, выбросы суммируются, а вместе с транспортными выхлопами в жилых районах нечем дышать.
По новой системе Роспотребнадзор будет замерять качество воздуха именно в жилых районах и устанавливать соответствующие квоты, в том числе с учетом погодных условий, объясняет Бурматов.
Затем Росприроднадзор установит квоты для компаний, транспортных средств и коммунальных предприятий. Угольные котельные – один из источников загрязнения в Красноярске, объясняет Бурматов, а, например, в Челябинске 30% загрязнений приходится на общественный транспорт и автомобили. Законопроект не касается автомобилей населения, уточнил представитель Минприроды. Но по нему регионы смогут регулировать движение автотранспорта, например ограничивать движение грузовиков или запрещать им проезд в определенных местах, организуя объезды. А тем, кто перейдет на более экологичные виды топлива, регионы могут, например, предоставить льготы, рассуждает Бурматов .
Следить за выполнением квот будет Росприроднадзор. Служба должна заключить соглашения с предприятиями (по данным Минприроды, таких соглашений будет 60). Те компании, которые сразу поймут, что не смогут уложиться в нормы, должны будут компенсировать их превышение – посадить деревья или рекультивировать свалку. Новых штрафов законопроект не предусматривает. Сейчас тем, кто загрязняет воздух, грозят штрафы до 250 000 руб., кроме того, бизнес должен платить за негативное воздействие (на воздух, воду и за образование отходов). За 2018 г. компании выплатили 13 млрд руб. таких платежей.
Эксперимент приведет к дополнительной нагрузке на бизнес, предупреждает менеджер по корпоративному управлению и устойчивому развитию KPMG Владимир Лукин. Бизнес и так финансирует большую часть расходов проекта «Чистый воздух» (76% стоимости проекта, или более 380 млрд руб.). Эти деньги будут направлены на модернизацию производств и технологий отчистки, говорит представитель Минприроды.
Давно пора улучшать ситуацию с воздухом в отобранных 12 городах, говорит научный руководитель Института экономики природопользования и экологической политики Александр Багин. Но квотирование – рыночный механизм, предусмотренный, чтобы компании могли продавать невыбранные выбросы другим, замечает он. Лучше переходить от нормативов, которые некоторые компании никогда не выполнят, к стандартам качества воздуха, предлагает Багин, но поэтапно, модернизируя производство.
Инициатива правильная, спорит Лукин: это переход от традиционного нормирования, которое исходит не из возможностей компании, к риск-ориентированному планированию. Кроме того, при формировании квот будут учитываться реальные риски для здоровья людей, отмечает он.
Но успех зависит от оценки рисков, наличия системы мониторинга и реального технического потенциала для сокращения выбросов на предприятиях, перечисляет Лукин. Следить за исполнением проекта будут чиновники Росприроднадзора, который сам проводит замеры, замечает Блоков, а на бумаге понизить их легко. Кроме того, достаточно увеличить допустимые нормативы, чтобы загрязненных городов формально стало гораздо меньше, заключает он.
Представители Росприроднадзора и Роспотребнадзора не ответили на запросы «Ведомостей».