Российская компания впервые выпустит зеленые евробонды
РЖД привлечет таким образом средства на покупку электропоездовРЖД готовится разместить первый выпуск зеленых облигаций в евро, следует из проспекта эмиссии компании («Ведомости» ознакомились с документом, его содержание подтвердили два инвестора, получивших документ от организаторов сделки). Срок обращения бумаг составит от 7 до 10 лет, организаторы размещения – J.P. Morgan, Unicredit и «ВТБ капитал». Встречи с инвесторами начнутся 13 мая и пройдут в Лондоне, Франкфурте, Амстердаме и Мюнхене, говорится в документе.
Средства, полученные от продажи бумаг, пойдут на покупку электровозов или пассажирских электропоездов, следует из проспекта.
Представитель РЖД подтвердил «Ведомостям» намерение РЖД разместить зеленые еврооблигации, но детали раскрыть отказался.
Кто и зачем выпускает зеленые облигации
РЖД станет первой российской компанией, выпустившей зеленые евробонды, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. Эмитенты таких облигаций могут направить полученные с их помощью средства, к примеру, на переход к использованию возобновляемых источников энергии или уменьшение вредных выбросов, указывает она.
В России такие бумаги пока редкость: единственный такой выпуск в декабре 2018 г. разместила компания «Ресурсосбережение ХМАО». Она привлекла 1,1 млрд руб. на создание полигона для размещения и обработки твердых коммунальных отходов в Ханты-Мансийском округе.
О планах разместить зеленый выпуск облигаций говорил в апреле первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов: «Это является очень хорошим и правильным трендом, потому что железнодорожный транспорт является самым экологически чистым в мире. Это приветствуется и коллегами за рубежом, и уже нашими инвесторами. Такой пилотный выпуск мы хотим провести в ближайшие, наверное, 3–4 месяца». Но тогда Михайлов говорил о рублевых облигациях, уточняет представитель РЖД.
В мировой практике сложилось несколько условий, которые должны соблюдать эмитенты зеленых облигаций, рассказывает Бик: выпуск должен соответствовать принципам международной ассоциации рынков капитала ICMA в области зеленого финансирования, подтвердить это должен внешний эксперт. Компания в целом должна демонстрировать приверженность зеленой политике (к примеру, по возможности работать с более «экологичными» партнерами) и регулярно отчитываться об использовании средств, полученных с помощью зеленых бондов.
Выпуск РЖД соответствует этим принципам, экспертизу проводила нидерландская консалтинговая компания Sustainalytics, указано в проспекте.
Большую часть зеленых облигаций выпускают государственные и квазигосударственные структуры, но в последнее время компании тоже проявляют активность, отмечает Бик. Разместив такие бумаги, они могут претендовать на льготы со стороны государства: компенсацию расходов на подготовку выпуска, субсидирование части купона, налоговые льготы.
Российские власти готовы субсидировать расходы по купонным выплатам рублевых зеленых облигаций – правительство утвердило соответствующее постановление в конце апреля. Деньги для субсидирования до 90% расходов на выплату купона будут выделяться в рамках нацпроекта «Экология». Субсидии смогут получить проекты, прошедшие отбор. Максимальный размер каждого выпуска – 30 млрд руб.
Выпускать зеленые облигации может быть выгодно и по другим причинам. Это позволит диверсифицировать круг инвесторов, полагает аналитик BCS Global Markets Юрий Голбан: у ряда зарубежных фондов в инвестиционных декларациях прописаны ограничения по объектам вложений с точки зрения их экологичности. «А более широкий круг инвесторов, по сравнению с обычными евробондами, позволит РЖД более гибко управлять параметрами размещения, увеличить объем или срок выпуска или снизить ставку», – резюмирует он.
Зеленая монополия
Для РЖД это актуально: монополия активно использует еврооблигации для привлечения средств на рынке. К концу 2018 г. они составляли 33% кредитного портфеля компании.
Последний раз РЖД выпускала евробонды в апреле этого года – на 20 млрд руб., со ставкой купона 8,8% и погашением в 2025 г.
РЖД декларирует заботу об экологии. Монополия планирует к 2025 г. уменьшить выброс загрязняющих веществ на 18%, парниковых газов – на 4,5%, загрязненных сточных вод – на 18%, говорится в ее долгосрочной стратегии. Также РЖД хочет использовать меньше водных ресурсов (на 20%) и перерабатывать больше отходов (на 2,4%).
В 2019–2025 гг. на приобретение нового и модернизацию существующего подвижного состава (грузового, моторвагонного, тягового) РЖД планирует потратить 667,57 млрд руб., говорится в долгосрочной стратегии развития госмонополии. В частности, до 2025 г. РЖД хочет купить около 5000 локомотивов, сообщала компания в прошлом году. В 2018 г. было закуплено почти 600 локомотивов на 79,3 млрд руб. – 348 электровозов (пассажирских и грузовых) и 249 тепловозов (пассажирских, грузовых и маневровых – как правило, они работают на дизельном топливе). Всего у РЖД около 20 000 локомотивов, из которых электровозы составляют более 50%: они перевозят 85% грузов и 86% пассажиров, приводит данные представитель РЖД.
В парке холдинга также около 12 000 вагонов электропоездов. Курсируют более 200 скоростных и высокоскоростных электропоездов разных моделей и с разным количеством вагонов – «Сапсан», «Ласточка», «Аллегро», «Стрижи», и компания планирует увеличивать их парк. В частности, предполагается покупка 11 «Сапсанов», а также 27 вагонов для увеличения составности имеющихся 16 поездов, обсуждается возможность закупки двухэтажных «Ласточек». Размеры будущих контрактов не раскрываются.
Первый контракт с РЖД предполагал поставку восьми электропоездов «Сапсан» стоимостью 276 млн евро плюс сервис на 300 млн евро. Стоимость второго заказа на восемь «Сапсанов» с учетом технического обслуживания – около 600 млн евро. Все эти поезда были произведены в Германии, а новые могут быть локализованы в России.
По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, новый контракт на закупку «Сапсанов» может обойтись примерно в 800–850 млн евро, с учетом сервисного обслуживания.