Российская компания впервые выпустит зеленые евробонды

РЖД привлечет таким образом средства на покупку электропоездов
Средства, полученные от продажи бумаг, пойдут на покупку электровозов или пассажирских электропоездов
Средства, полученные от продажи бумаг, пойдут на покупку электровозов или пассажирских электропоездов / РЖД

РЖД готовится разместить первый выпуск зеленых облигаций в евро, следует из проспекта эмиссии компании («Ведомости» ознакомились с документом, его содержание подтвердили два инвестора, получивших документ от организаторов сделки). Срок обращения бумаг составит от 7 до 10 лет, организаторы размещения – J.P. Morgan, Unicredit и «ВТБ капитал». Встречи с инвесторами начнутся 13 мая и пройдут в Лондоне, Франкфурте, Амстердаме и Мюнхене, говорится в документе.

Средства, полученные от продажи бумаг, пойдут на покупку электровозов или пассажирских электропоездов, следует из проспекта.

Представитель РЖД подтвердил «Ведомостям» намерение РЖД разместить зеленые еврооблигации, но детали раскрыть отказался.

Кто и зачем выпускает зеленые облигации

РЖД станет первой российской компанией, выпустившей зеленые евробонды, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. Эмитенты таких облигаций могут направить полученные с их помощью средства, к примеру, на переход к использованию возобновляемых источников энергии или уменьшение вредных выбросов, указывает она.

В России такие бумаги пока редкость: единственный такой выпуск в декабре 2018 г. разместила компания «Ресурсосбережение ХМАО». Она привлекла 1,1 млрд руб. на создание полигона для размещения и обработки твердых коммунальных отходов в Ханты-Мансийском округе.

О планах разместить зеленый выпуск облигаций говорил в апреле первый заместитель гендиректора РЖД Вадим Михайлов: «Это является очень хорошим и правильным трендом, потому что железнодорожный транспорт является самым экологически чистым в мире. Это приветствуется и коллегами за рубежом, и уже нашими инвесторами. Такой пилотный выпуск мы хотим провести в ближайшие, наверное, 3–4 месяца». Но тогда Михайлов говорил о рублевых облигациях, уточняет представитель РЖД.

В мировой практике сложилось несколько условий, которые должны соблюдать эмитенты зеленых облигаций, рассказывает Бик: выпуск должен соответствовать принципам международной ассоциации рынков капитала ICMA в области зеленого финансирования, подтвердить это должен внешний эксперт. Компания в целом должна демонстрировать приверженность зеленой политике (к примеру, по возможности работать с более «экологичными» партнерами) и регулярно отчитываться об использовании средств, полученных с помощью зеленых бондов.

Выпуск РЖД соответствует этим принципам, экспертизу проводила нидерландская консалтинговая компания Sustainalytics, указано в проспекте.

Большую часть зеленых облигаций выпускают государственные и квазигосударственные структуры, но в последнее время компании тоже проявляют активность, отмечает Бик. Разместив такие бумаги, они могут претендовать на льготы со стороны государства: компенсацию расходов на подготовку выпуска, субсидирование части купона, налоговые льготы.

Российские власти готовы субсидировать расходы по купонным выплатам рублевых зеленых облигаций – правительство утвердило соответствующее постановление в конце апреля. Деньги для субсидирования до 90% расходов на выплату купона будут выделяться в рамках нацпроекта «Экология». Субсидии смогут получить проекты, прошедшие отбор. Максимальный размер каждого выпуска – 30 млрд руб.

Выпускать зеленые облигации может быть выгодно и по другим причинам. Это позволит диверсифицировать круг инвесторов, полагает аналитик BCS Global Markets Юрий Голбан: у ряда зарубежных фондов в инвестиционных декларациях прописаны ограничения по объектам вложений с точки зрения их экологичности. «А более широкий круг инвесторов, по сравнению с обычными евробондами, позволит РЖД более гибко управлять параметрами размещения, увеличить объем или срок выпуска или снизить ставку», – резюмирует он.

Зеленая монополия

Для РЖД это актуально: монополия активно использует еврооблигации для привлечения средств на рынке. К концу 2018 г. они составляли 33% кредитного портфеля компании.

Последний раз РЖД выпускала евробонды в апреле этого года – на 20 млрд руб., со ставкой купона 8,8% и погашением в 2025 г.

РЖД декларирует заботу об экологии. Монополия планирует к 2025 г. уменьшить выброс загрязняющих веществ на 18%, парниковых газов – на 4,5%, загрязненных сточных вод – на 18%, говорится в ее долгосрочной стратегии. Также РЖД хочет использовать меньше водных ресурсов (на 20%) и перерабатывать больше отходов (на 2,4%).

В 2019–2025 гг. на приобретение нового и модернизацию существующего подвижного состава (грузового, моторвагонного, тягового) РЖД планирует потратить 667,57 млрд руб., говорится в долгосрочной стратегии развития госмонополии. В частности, до 2025 г. РЖД хочет купить около 5000 локомотивов, сообщала компания в прошлом году. В 2018 г. было закуплено почти 600 локомотивов на 79,3 млрд руб. – 348 электровозов (пассажирских и грузовых) и 249 тепловозов (пассажирских, грузовых и маневровых – как правило, они работают на дизельном топливе). Всего у РЖД около 20 000 локомотивов, из которых электровозы составляют более 50%: они перевозят 85% грузов и 86% пассажиров, приводит данные представитель РЖД.

В парке холдинга также около 12 000 вагонов электропоездов. Курсируют более 200 скоростных и высокоскоростных электропоездов разных моделей и с разным количеством вагонов – «Сапсан», «Ласточка», «Аллегро», «Стрижи», и компания планирует увеличивать их парк. В частности, предполагается покупка 11 «Сапсанов», а также 27 вагонов для увеличения составности имеющихся 16 поездов, обсуждается возможность закупки двухэтажных «Ласточек». Размеры будущих контрактов не раскрываются.

Первый контракт с РЖД предполагал поставку восьми электропоездов «Сапсан» стоимостью 276 млн евро плюс сервис на 300 млн евро. Стоимость второго заказа на восемь «Сапсанов» с учетом технического обслуживания – около 600 млн евро. Все эти поезда были произведены в Германии, а новые могут быть локализованы в России.

По оценке гендиректора «Infoline-аналитики» Михаила Бурмистрова, новый контракт на закупку «Сапсанов» может обойтись примерно в 800–850 млн евро, с учетом сервисного обслуживания.