Менее половины россиян считают себя средним классом

Показатель сократился за несколько лет с 60 до 47%, показал опрос «Сбербанк CIB»
Кризис придавил доходы населения
Кризис придавил доходы населения / Евгений Разумный / Ведомости

Годы кризиса и падения реальных доходов населения серьезно ударили по среднему классу. Доля относящих себя к нему людей сократилась с 60% в 2014 г. до 47% в 2018 г., свидетельствуют итоги ежеквартального опроса «Потребительский индекс Иванова», который проводится по заказу «Сбербанк CIB» (условный Иванов рассматривается как типичный представитель среднего класса). Доля считающих, что их доходы ниже среднего уровня, выросла на столько же – с 35 до 48%.

Резкое сокращение среднего класса произошло в 2015–2017 гг., в последние 15 месяцев его доля остается стабильной, замечает начальник аналитического подразделения «Сбербанк CIB» Ярослав Лисоволик. Если человек может откладывать, путешествовать, ходить в рестораны, то он относит себя к среднему классу, объясняет экономист, если же денег хватает только на основные траты – к классу «ниже среднего».

В Москве доля среднего класса с 2014 по 2018 г. сократилась с 63 до 54%, а людей с низкими доходами – увеличилась с 27 до 39%, отмечают аналитики «Сбербанк CIB» в исследовании «Российские регионы: где находится потенциал роста?». В других регионах аналогичная ситуация: в Санкт-Петербурге доля среднего класса уменьшилась с 58 до 51%, в прочих городах-миллионниках – с 61 до 49%, в регионах – с 56 до 45%. Доля людей с низкими доходами увеличилась соответственно с 34 до 45%, с 34 до 48% и с 39 до 51%.

По данным Росстата, реальные доходы россиян падали пять лет подряд – с 2014 по 2018 г. (с учетом 5000 руб., выплаченных пенсионерам в 2017 г.) и до сих пор остаются ниже уровня докризисного 2013 года. Москва больше других пострадала от кризиса, указывают аналитики «Сбербанк CIB»: если по итогам 2017 г. реальные доходы всех россиян были на 11% ниже, чем в 2013 г., то москвичей – на 21%. В 2010 г. номинальные доходы москвичей были в 2,5 раза выше, чем жителей других регионов, а в 2017 г. – в 1,9 раза.

Опрос показал, что 32% москвичей и 43% жителей других регионов не имеют сбережений, 7% жителей столицы и 12% остальных граждан России обременены долгами. Дополнительные доходы москвичи намерены откладывать, а жители других регионов – потратить на погашение долгов. Потребление будет восстанавливаться медленнее, чем доходы, делают вывод аналитики «Сбербанк CIB».

В 2005–2013 гг. власти проводили политику по сокращению разрыва между доходами самых богатых и самых бедных, в частности направляли часть дополнительных доходов от нефти на повышение зарплат и пенсий, но потом у бюджета уже не было такой возможности, вспоминает главный экономист BCS Global Markets Владимир Тихомиров, в ближайшие год-два доходы будут расти на 1–1,5%.

Минэкономразвития в скорректированном прогнозе социально-экономического развития ждет роста реальных доходов в 2019 г. на 1%, затем – его ускорения до 1,5% в 2020 г. и в последующие годы – до 2,2–2,4%.

Доля среднего класса должна расти вместе с доходами, говорит Лисоволик. Она может достигнуть 50%, если рост экономики и доходов стабилизируется, но вряд ли увеличится существенно, считает Тихомиров. В 2019 г. ситуация для среднего класса должна быть менее благоприятна, чем в прежние годы, поскольку динамику доходов уже не будет поддерживать индексация зарплат в госсекторе, согласна главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова, к тому же на восприятии своего благополучия скажется ускорение инфляции. В то же время во втором полугодии 2018 г. начали расти ставки депозитов, а именно сокращение доходов от финансовых вложений было одной из ключевых причин снижения доходов в прошлом году, замечает она.

Доля тех, кто причисляет себя к среднему классу, возрастет, полагает директор аналитического департамента «Локо-инвеста» Кирилл Тремасов: «Люди понимают, что у остальных доходы и уровень жизни также упали, поэтому я не хуже, значит, остаюсь средним классом. Просто сейчас еще не все смирились с тем, что снижение уровня жизни – это всерьез и надолго».

Средний класс традиционно считается опорой стабильности в государстве – экономической и социально-политической, рассуждает эксперт управления социальной политики аналитического центра при правительстве Владимир Трубин. Существует четкая связь между устойчивостью среднего класса и экономическим ростом, указывает в докладе Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Ее специалисты объясняют это нетерпимым отношением среднего класса к коррупции и его верой в демократические институты. За 30 лет доля среднего класса в странах ОЭСР сократилась с 64% населения до 61% (к нему относятся домохозяйства с доходом 75–200% от медианного). Это чревато политической нестабильностью, способной помешать инвестициям и экономическому росту, предупредила организация. Волна популизма во многих развитых странах – это протест против истеблишмента людей, считающих, что их положение не улучшается, а возможности сокращаются, указывал Йон Триси, издатель инвестиционного бюллетеня Fuller Treacy Money.

Кризис придавил доходы населения