Белоруссия грозит временно закрыть участки нефтепровода «Дружба»

Это может дорого обойтись российским нефтяникам и самому Минску
Россия не ценит белорусское добро, считает президент Белоруссии Александр Лукашенко
Россия не ценит белорусское добро, считает президент Белоруссии Александр Лукашенко / ASILY FEDOSENKO / Reuters

Президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил вице-премьеру Игорю Ляшенко поставить на ремонт нефтепровод «Дружба» в случае необходимости. Так он отреагировал на решение России ограничить поставки отдельных товаров из Белоруссии. «Добро, которое мы делаем для России, нам оборачивается постоянно злом. Там уже обнаглели до такой степени, что начинают нам выкручивать руки», – заявил Лукашенко (его цитирует агентство «БелТА»).

В среду Россельхознадзор объявил о запрете ввоза яблок и груш из Белоруссии с 12 апреля. Под видом белорусской продукции может поставляться продукция из стран под санкциями, объяснил руководитель службы Сергей Данкверт, не исключено и ограничение ввоза клубники, пекинской капусты и шампиньонов.

Это не единственный спор двух стран. В апреле 2017 г. после завершения очередного газового конфликта Белоруссия и «Газпром» подписали протокол, в котором зафиксировали формулу цены, привязанную к ценам на газ в Ямало-Ненецком автономном округе. «Газпром» должен был до конца 2019 г. поставлять газ в Белоруссию по $127 за 1000 куб. м. Цену с 2020 г. стороны должны еще определить. Лукашенко настаивал, что Белоруссия должна получать газ по цене для Смоленской области – $70 за 1000 куб. м. Одной из причин высоких цен для Белоруссии был тариф на транспортировку газа, говорил он: доля платы за транспортировку по России превышает 70% – втрое выше, чем для регионов России. «Если бы Белоруссия не имела преимуществ, связанных с интеграцией, а мы формировали бы цену на рыночных принципах, это было бы не $129 и не $127, а $200», – возражал президент России Владимир Путин. Предложения по ценам на газ должны быть подготовлены до 30 апреля, сообщил в четверг вице-премьер Белоруссии Игорь Петришенко.

Белоруссия также настаивает на компенсациях из-за завершения в России налогового маневра в нефтяной отрасли – повышение НДПИ и снижение экспортной пошлины привели к росту внутренней цены нефти, по которой сырье поставляется и в Белоруссию. Сейчас в страну поставляется около 50 млн т российской нефти в год. Минск оценивал потери от маневра в $300–400 млн в 2019 г. Если Белоруссия не получит компенсацию, Россия может лишиться единственного союзника на западном направлении, грозил Лукашенко на встрече с Путиным.

Через Белоруссию проходят северная и южная ветки магистрального нефтепровода «Дружба». Состояние белорусских участков нефтепровода можно оценить как удовлетворительное, заверил представитель «Транснефти».

Временное закрытие участков чревато для российских нефтяников большими потерями и проблемами, в том числе ростом транспортных расходов, предупреждает старший директор отдела корпораций Fitch Дмитрий Маринченко. Через «Дружбу» прокачивается около 1 млн баррелей нефти в день, не считая поставок самой Белоруссии, – это около 20% российского экспорта, полностью перебросить эти поставки на порты, вероятно, не получится, предупреждает он. Представители «Роснефти», «Лукойла», «Газпром нефти», «Сургутнефтегаза» не ответили на запросы «Ведомостей», их коллега из Минэнерго отказался от комментариев.

Длительные перебои с поставками нефти из России чреваты энергетическим кризисом, говорит Маринченко: от импорта российской нефти сильно зависят Польша, Словакия, Венгрия и Чехия. Но и для Минска это создаст риски – он лишится и нефти, и доходов от ее транзита, а также пойдет на серьезный конфликт с Россией, предупреждает эксперт. До остановки нефтепровода дело не дойдет, уверен партнер консалтинговой компании Urus Advisory Алексей Панин: перекрывая нефтепровод, Минск рискует получить судебные претензии от Москвы. «Ситуация будет развиваться по традиционной схеме: громкая ругань, шумное братание и консенсус где-то посередине», – иронизирует он.

Эмоциональные угрозы Лукашенко могут быть связаны с проблемой последнего президентского срока Путина, рассуждает политолог Алексей Макаркин. Один из гипотетических вариантов ее решения – учреждение поста президента Союзного государства, создание правительства и парламента. Перекрытие одного из источников дохода страны – поставок санкционной продукции – может быть давлением на Лукашенко, чтобы он согласился на президентство Путина в Союзном государстве, рассуждает Макаркин. Лукашенко, по его мнению, может решиться на «контрудар» и перекрыть «Дружбу».

В подготовке статьи участвовали Галина Старинская и Екатерина Бурлакова

«Я с Россией не собираюсь воевать». Что говорил Лукашенко о России и Путине