Старение населения остается риском для бюджета до 2036 года

Несмотря на повышение пенсионного возраста, предупредил Минфин
Правительство уже предпринимает шаги, чтобы снизить демографические риски
Правительство уже предпринимает шаги, чтобы снизить демографические риски / Евгений Разумный / Ведомости

Старение населения остается основным вызовом для расходов бюджета, предупреждает Минфин в бюджетном прогнозе до 2036 г. В понедельник его утвердило правительство.

За 17 лет число женщин в возрасте до 55 лет и мужчин до 60 сократится на 2,7 млн человек, в основном в течение ближайших пяти лет, прогнозирует Минфин, а людей старшего возраста, напротив, вырастет более чем на 5 млн. Проблема остается актуальной, несмотря на повышение пенсионного возраста с 2019 г.: до 65 лет – для мужчин и 63 – для женщин. Минэкономразвития ждет, что за счет реформы число занятых людей вырастет на 1,8 млн человек к 2024 г. Максимум на 1,5 млн человек к 2035 г., что несопоставимо с сокращением занятых из-за старения населения, спорил замдиректора Центра трудовых отношений Высшей школы экономики Ростислав Капелюшников.

Правительство уже предпринимает шаги, чтобы снизить демографические риски, пишет Минфин. И перечисляет меры, к которым обращаются другие страны для решения проблемы старения населения и повышения справедливости пенсионной системы, систем социальной защиты и здравоохранения.

Например, кроме повышения пенсионного возраста власти других стран повышают стимулы для работы после выхода на пенсию и ужесточают условия для досрочного выхода.

Заботу о людях, досрочно выходящих на пенсию, нужно максимально передать компаниям, считает директор Института социальной политики Высшей школы экономики Лилия Овчарова. Сокращать рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда, а не ужесточать людям условия выхода на пенсию, прекратить предоставлять досрочную пенсию как бонус – при рождении детей, направлении врачей и учителей в сельскую местность, перечисляет она. Возможно не все силовики должны получать досрочную пенсию, а лишь те, кто служит в горячих или отдаленных точках, считает Овчарова.

Финансовые же стимулы для работы в пенсионном возрасте в России уже все задействованы, включая низкую пенсию, иронизирует Овчарова: дополнительные баллы при расчете пенсий за отложенный выход на нее, разрешение одновременно работать и получать пенсию.

Страны также активно реформируют системы здравоохранения, пишет Минфин: увеличивают не просто продолжительность жизни, а именно здоровой жизни. Для контроля расходов на здравоохранение страны внедряют систему медицинских сберегательных счетов, ограничивают условия предоставления бесплатной медицинской помощи: бесплатным остается дорогостоящее лечение, а услуги массового здравоохранения население софинансирует.

Подумать об оказании отдельных медицинских услуг с привлечением софинансирования осенью 2017 г. предлагал президент России Владимир Путин. Тогда же на отдельных совещаниях обсуждалось софинансирование ОМС в 2% и сокращение количества бесплатных услуг. Сейчас в правительстве такие предложения не обсуждаются, говорит федеральный чиновник.

Ограничение бесплатных услуг противоречит Конституции, замечает Овчарова, хотя проблема есть – госгарантии превышают реальные ресурсы на здравоохранение. А софинансирование медицинских услуг возможно в странах, где средний класс – основная группа населения и линия бедности не определяется, как в России, стандартом выживания. Если вводить софинансирование в условиях, когда у населения денег хватает лишь на текущее потребление, упадет продолжительность жизни или последует всплеск социального недовольства. Медицинские сберегательные счета действуют, например, в Сингапуре – они позволяют использовать пенсионные накопления для финансирования сложных, дорогих медицинских услуг, например операций, говорит Овчарова. А в России эксперты обсуждают возможность сберечь доход в системе ОМС: например, сэкономленные средства потратить на покупку лекарств, знает она.

Еще одна мера, которую разрабатывают страны ОЭСР, – поэтапно сокращают социальные выплаты и льготы с ростом доходов их получателей, но постепенно, чтобы у человека не появлялось желание уходить с работы в неформальный сектор. Уход в тень стал массовой тенденцией, жалуется Минфин, и серый фонд оплаты труда (налоги выплачиваются частично или не платятся вовсе) достигает 10 трлн руб. в год. Если темпы сокращения доли добросовестных налогоплательщиков сохранятся на уровне последних 5–10 лет, выпадающие доходы бюджетов к 2034 г. могут достичь 1,5 п. п. ВВП ежегодно, пишет Минфин.

Но для России идея постепенного сокращения льгот для тех, чей заработок растет, не подходит, считает Овчарова: большинство пособий и так не достаются бедным.

Есть и другие риски для бюджета, предупреждает Минфин. Если бюджету придется платить по обещаниям, данным инвесторам в проектах ГЧП. Например, по механизму минимального гарантированного дохода государство обязано обеспечить частному партнеру доход не меньше, чем установлено в соглашении. По оценкам аналитиков InfraOne, забалансовые обязательства бюджета по ГЧП и концессионным проектам в 2018 г. достигли 470 млрд руб. (3,3% госдолга, или 0,5% ВВП). Единой системы учета и контроля таких обязательств нет, объясняет замминистра финансов Владимир Колычев. Нужно усилить контроль на всех стадиях реализации проектов, предлагает Минфин.

Правительство уже предпринимает шаги, чтобы снизить демографические риски

Еще один риск таких условных обязательств – долги госкомпаний и институтов развития. Нужно контролировать долговую нагрузку и проводить стресс-тесты госкомпаний, пишет Минфин. Минфин уже проводит мониторинг долговой нагрузки 10 крупнейших компаний для оценки рисков их финансовой стабильности, рассказал Колычев. Правительство выработает рекомендации по уровню долговой нагрузки, при несоблюдении которых компании не смогут обратиться за господдержкой, отметил он.

Для институтов развития Минфин предлагает формализовать поддержку и закрепить норматив достаточности капитала. Для «ВЭБ.РФ» требования к достаточности капитала уже установлены, говорит представитель госкорпорации. Также используются стресс-тесты, чтобы показать, какой запас капитала нужно поддерживать для покрытия убытков, рассказывает он, при этом инструменты адаптированы для каждого конкретного института развития.