Росстат может пересмотреть методику расчета реальных доходов россиян
Их снижение удивляет экономистовСтатистика реальных доходов населения остается проблемой для правительства и загадкой для экономистов. По данным Росстата, доходы россиян падали пять лет подряд – с 2014 по 2018 г. (с учетом 5000 руб., выплаченных пенсионерам в 2017 г.) и до сих пор остаются ниже уровня докризисного 2013 года. Их динамика давно разошлась и с реальными зарплатами, и с оборотом розничной торговли, растущим с мая 2017 г. Даже электоральный цикл 2018 г., когда реальные зарплаты выросли на 6,8%, не изменил ситуацию, указывала главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова.
Росстат должен рассмотреть идею изменения методики расчета реальных доходов, сообщил «Ведомостям» министр экономического развития Максим Орешкин и пообещал, что обсуждение будет максимально публичным. В декабре 2018 г. первый вице-премьер и министр финансов Антон Силуанов заявлял, что расчет реальных доходов «непрозрачный», качество его «ужасное» и методику нужно усовершенствовать (цитата по «Интерфаксу»). Орешкин тогда возразил, что методология Росстата правильная, универсальная и основана на международных принципах. Представитель Росстата не ответил на запрос «Ведомостей».
Изменение методики расчета доходов обсуждается еще с 2000-х гг., рассказывает Игорь Поляков из ЦМАКПа: в 2014 г. Росстат подготовил новую методологию, в 2017 г. усовершенствовал ее и провел предварительные расчеты. Она прошла экспертизу, но решения властей о ее внедрении так и не последовало. Это пора сделать, уверен главный экономист «ВТБ капитала» по России и СНГ Александр Исаков. Сейчас «лучший способ применения данных [Росстата] о реальных доходах – это их игнорирование», пишет он в аналитической записке «Шесть причин, почему мы никогда не упоминаем о реальных располагаемых доходах». Разработанную еще в 1996 г. методологию Росстат «косметически» изменил в 2006 г., но за 13 лет изменились и финансовые рынки, и каналы розничных продаж, а с ними и значимость различных видов доходов, расходов и сбережений в жизни людей, рассуждает Исаков. Действующая методика сталкивается со сложностями в учете некоторых компонентов сбережений и расходов, «в результате динамика реальных располагаемых доходов населения несколько занижается», писали аналитики ЦБ год назад в бюллетене «О чем говорят тренды» (может не отражать официальную позицию регулятора). Это частично объясняет растущее расхождение между изменением реальных зарплат и доходов, указывали они.
В принципе, доход домохозяйства равен сумме его расходов (включая обязательные платежи) и сбережений, пишет Исаков в записке, но на практике наблюдаемый (белый) доход оказывается меньше этой суммы; недостающую разницу Росстат рассматривает как серый доход и рассчитывает балансовым методом. Если расходы выросли, а белые доходы – нет, он увеличивает на соответствующую величину серые доходы. То есть эти серые доходы в значительной степени определяются потребительскими расходами, констатирует Орлова.
С расчетом последних, по мнению «ВТБ капитала», есть проблемы. Например, Росстат публикует два отчета – об обороте розничной торговли и о результатах обследования бюджетов домохозяйств, указывая в обоих расходы по категориям товаров. Если сумма в какой-то категории не совпадает, Росстат в обоих отчетах указывает бо`льшую, тем самым статистически увеличивая расходы и серые доходы, говорит Исаков. С другой стороны, данные Росстата об обороте розницы недоучитывают растущую трансграничную онлайн-торговлю, что расходы статистически сокращает, добавляет он. Межстрановая торговля отражается в показателе оплаты товаров за рубежом с использованием банковских карт, который напрямую включается в расходную часть баланса, замечает Орлова. Эта оценка скорее всего занижена, полагает Исаков: расходы россиян по картам на товары и услугам за рубежом в 2017 г. Росстат оценил в 1,35 трлн руб., при том что ЦБ расходы граждан на выездной туризм в том же году оценил в 1,85 трлн.
Продажу домохозяйствами валюты Росстат рассматривает как рост доходов, а покупку – как рост расходов, говорит Исаков: если человек продал $100 и тут же снова купил $100, его доходы фактически не изменились, но Росстат сбалансирует первую продажу доходами, а вторую – расходами, т. е. и те и другие вырастут. Рублевые депозиты, приводит он еще один пример, Росстат рассматривает как сбережения, а валютные вовсе не учитывает, поэтому, если домохозяйство просто переложило деньги из валюты в рубли, его серые доходы вырастут, а если из рублей в валюту – сократятся. Из-за этого периоды, когда население активно покупает наличную валюту, искажают счет реальных доходов, рассуждает Поляков: в конце 2014 г. домохозяйства в ожидании скачка курса доллара закупили около $50 млрд за счет рублевых доходов и сбережений, а в 2015 г. эти доллары использовали. По данным Росстата, реальные доходы в 2014 г. сократились на 0,7%, а в 2015 г. – на 3,2%, по расчетам же ЦМАКПа с корректировкой на валютные вклады и чистую покупку валюты доходы снизились на 1,4 и 1,1% соответственно.
Все перечисленные «ВТБ капиталом» недостатки в новой методике расчета отсутствуют, утверждает Исаков. В ней устранены недостатки, связанные с учетом продажи и покупки наличной валюты и валютных вкладов, говорит Поляков, а также с недоучетом доходов россиян от собственности за рубежом, в том числе недвижимости и вкладов в зарубежных банках. Сейчас из-за недостаточного учета собственности и потребления россиян за рубежом счет доходов занижен, полагает он. Пока Росстат не улучшит расчет реальных доходов, этого показателя лучше вовсе избегать и обращаться к данным о зарплатах, пенсиях, обороте розницы и банковской статистике, считает Исаков.
Представители Минфина и ЦБ не ответили на запросы «Ведомостей».