Чем в реальности может объясняться снижение располагаемых доходов населения
Изучение деталей кардинально меняет восприятие данных по динамике доходовСтатистика по доходам населения не уходит из экономической дискуссии во многом потому, что демонстрирует очень низкую чувствительность к общему экономическому контексту. Хотя с 2016 г. экономика России перешла в фазу роста, доходы населения не растут уже несколько лет подряд. Более того, этот показатель абсолютно не прореагировал на электоральный цикл 2018 г.: в прошлом году доходы практически не изменились в реальном выражении (-0,2%), а по сравнению с 2016 г. снизились на 1,4%.
Такая динамика доходов дала пищу для активного обсуждения как снижения уровня жизни россиян, так и качества статистического учета, а также породила обеспокоенность способностью людей выполнять кредитные обязательства перед банками.
Для формирования достоверной картины следует помнить, что размер средств, которыми располагает население, определяется, по сути, тремя факторами: изменением трудовых доходов, финансовых (пассивных) доходов, а также обязательных платежей.
На долю оплаты труда приходится чуть более 40% общей суммы доходов (см. рис. 1). Эта компонента как раз демонстрировала динамику в соответствии с экономическим циклом: после провала реальных зарплат в 2015 г. их рост возобновился, что было ожидаемо с учетом демографических ограничений в экономике; в 2018 г. этот параметр двигался под влиянием факторов электорального цикла с учетом роста зарплат в госсекторе, и по итогам года в реальном выражении рост заработной платы на 1% превысил уровень 2014 г. (см. рис. 2).
Помимо оплаты труда к трудовым доходам следует также отнести так называемые «прочие доходы», на которые приходится еще 25% доходов населения. Этот показатель, по сути, является оценкой теневых, ненаблюдаемых доходов, а по факту его высчитывают из сравнения данных между всеми наблюдаемыми доходами и суммарными расходами населения. Динамика этой компоненты гораздо слабее и, главное, менее устойчива. Если в 2015 г. этот показатель, несмотря на кризис, в реальном выражении вырос почти на 8%, то уже в следующем году снизился более чем на 10%. С 2016 г. снижение «прочих доходов» накопленным итогом составило 12% в реальном выражении, при этом основной спад пришелся на прошлый год (оценки 2018 г. основываются на данных за девять месяцев). Отражает ли такое изменение реальное ухудшение ситуации в теневом секторе или же оно «ловит» особенности статистического учета, например, рост потребления по каналам, которые с трудом или не сразу отслеживаются статистическими службами, остается открытым вопросом.
Существенный негативный вклад вносят и компоненты, связанные с финансовыми (пассивными) заработками, в сумме составляющие около 10% доходов населения. С 2016 г. резко уменьшились доходы от собственности; здесь главный негативный фактор – сокращение доходов по вкладам из-за снижения процентных ставок. Нестабильность депозитной базы во второй половине 2018 г. также могла оказать негативное влияние на динамику доходов: изъятие средств из банков и их вложение в наличную валюту или недвижимость дает чистый негативный эффект на доходы, так как приводит к недополучению процентного дохода. По сравнению с остальными видами доходов населения доходы от собственности снизились сильнее всего: с 2016 г. они сократились более чем на 20% в реальном выражении, и около половины этого снижения пришлось на 2018 г. (оценки сделаны на основе сравнения девяти месяцев 2018 г. к сопоставимой базе 2016 г.).
Наконец, динамика располагаемых доходов определялась и изменением обязательных платежей. С 2016 г. они увеличились на 10% в реальном выражении. Это, однако, в значительной степени отражает рост налоговых поступлений в условиях роста зарплатной базы, а также увеличение процентных платежей по кредитам в условиях активизации кредитования, то есть зеркально отражает рост зарплат и кредитного портфеля.
Таким образом, изучение деталей кардинально меняет восприятие данных по динамике доходов. Традиционно подразумевается, что их стагнация означает проблемы на рынке труда и снижение платежеспособности населения. Но пока это не тот случай: если снижение доходов связано с перемещением депозитов в инвестиции в недвижимость, совершенно не факт, что это следует интерпретировать как признак обеднения потребителей. Падение доходов по депозитам в условиях снижения ключевой ставки скорее говорит о нормализации в финансовом секторе. А рост обязательных платежей отражает рост трудовых доходов.
Единственное, что действительно настораживает, – это то, что часть населения, вытесняемая в теневой сектор, возможно, нуждается в более серьезной поддержке и растущие налоговые доходы государства должны быть использованы так, чтобы остановить обеднение этих групп.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов