Кремль будет оценивать губернаторов по качеству дорог

Руководителям некоторых регионов предстоит кардинально улучшить состояние дорожного хозяйства
На губернаторов надвигается ремонт дорог
На губернаторов надвигается ремонт дорог / Smartmoney

«Ведомости» выяснили, как губернаторы будут выполнять наказ Владимира Путина по ремонту дорог и в каких регионах к концу 2024 г. будут лучшие трассы.

«Нужно, чтобы состояние дорог было постоянно в центре вашего внимания», – призывал президент руководителей регионов в послании к Федеральному собранию, обещая удвоить расходы на дороги. В центре внимания окажутся и сами губернаторы: к концу 2024 г. нормативам должна соответствовать половина сети региональных трасс – сейчас таких около 500 000 км.

Состояние дорог – один из критериев в методике оценки эффективности губернаторов. Ее проект Минэкономразвития отправило в правительство, часть, посвященную дорогам, готовил Минтранс. Представители обоих министерств вчера не ответили на запрос «Ведомостей», подлинность документа, с которым ознакомились «Ведомости», подтвердили несколько чиновников.

Оценивать губернаторов будут по выполнению федерального проекта «Дорожная сеть» (входит в нацпроект «Безопасные и качественные автомобильные дороги»). На него государство потратит 4,4 трлн руб., в том числе 300 млрд – федеральный бюджет, он также передает регионам доходы от топливного акциза. В 2017 г. доходы региональных дорожных фондов составили 624,6 млрд руб. Поддерживать дороги и проводить текущий ремонт регионы должны из своих денег, федеральные они получают на полноценное обновление – реконструкцию, пояснил федеральный чиновник. Пусть даже прибавка на дороги небольшая, изменения институциональные, говорит директор Института транспорта Высшей школы экономики Михаил Блинкин: с перераспределением топливного акциза у регионов появятся ресурсы, которые намного проще использовать, чем федеральные субвенции.

По методике самый высокий балл (0,5) губернаторы могут получить за ремонт региональных трасс, 0,35 – за ремонт дорог в агломерациях, где живет более 200 000 человек, за снижение доли перегруженных дорог – 0,15. Если план удастся выполнить более чем на 90%, губернаторы получат очень высокие баллы. Если не удастся добиться выполнения и на 80% – оценки сильно падают.

Правительство и регионы готовы даже перевыполнить план Путина, приведя в нормативное состояние не половину сети региональных дорог, а 50,9%, говорится в паспорте проекта «Дорожная сеть». На конец базового для программы 2017 года в нормативном состоянии было 43,1% региональных дорог. Без перегрузок сейчас работают дороги в 22 регионах, к концу 2024 г. их должно быть 27. Больше всего перегруженных дорог в Чувашской республике (29,8%). Значительно они перегружены во Владимирской области, Дагестане, Ингушетии, Крыму, Ханты-Мансийском автономном округе, Томской области.

Требования к дорогам в агломерациях единые: минимум 85% асфальтового покрытия должно соответствовать нормативам. А вот по региональным дорогам будут индивидуальные планы: 21 региону, например Тверской, Архангельской, Оренбургской областям, и не придется приводить в нормативное состояние половину дорог.

В Костромской области и в Республике Алтай лишь каждый пятый километр регионального асфальта был в нормальном состоянии в конце 2017 г. – к 2024 г. должен быть каждый второй. В Калмыкии без проблем проехать можно было лишь по одной дороге из 10 (11,8%), их доля должна вырасти почти в 5 раз. Более чем втрое вырастет сеть дорог в нормативном состоянии в Ненецком автономном округе (с 17,25 до 63,1%), вдвое – в Рязанской, Архангельской, Кировской, Томской областях. А дороги Марий Эл ждет преображение: лишь 1,19% дорог были в нормативном состоянии, а через шесть лет должно оказаться 35,12%. Грунтовые дороги учитывались в общей протяженности, поясняет федеральный чиновник.

«Регионы стартуют с разных позиций», – указывает вице-президент Центра экономики инфраструктуры Павел Чистяков, средства на проект распределялись так, чтобы как можно больше людей почувствовали изменения. За строительный сезон средний регион с протяженностью дорог около 5000–6000 км должен будет приводить в нормативное состояние 300 км асфальта, говорит федеральный чиновник: больше не смогли бы «переварить» строители, создался бы искусственный дефицит подрядчиков, а цены на их услуги резко выросли бы.

Худшие дороги по итогам 2024 г. будут в Тверской, Архангельской, Оренбургской областях, на последнем месте будет Саратовская – всего четверть дорог будет приведена в нормативное состояние (сейчас 9%). Лучшими дороги будут в регионах, где они и так хорошие, – там улучшения окажутся минимальными: в Ханты-Мансийском автономном округе, Амурской и Магаданской областях, в Красноярском крае – 85,7%.

В превосходном состоянии будут региональные дороги и двух кавказских регионов – Ставропольского края (77,6%) и Ингушетии (75,8%). Если в регионе половина и более дорог в нормативном состоянии (например, Хакасия или Белгородская область) – их состояние улучшится минимально. Федеральная поддержка этих регионов будет исчисляться десятками миллионов рублей в год, объясняет региональный чиновник. «Если у региона уже половина хороших дорог, значит, он справляется сам, деньги нужно добавить в медвежьи углы», – говорит Чистяков. Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область в методике не учтены: у этих регионов нет KPI по участию в проекте «Дорожная сеть».

Показатели, которые заложены в проекте, реалистичны, достижимы и хорошо просчитаны, ­считает Блинкин. «На ремонт ­дорог с конца прошлого года ­пошли колоссальные деньги, миллиарды рублей», – доволен финансированием губернатор ­одного из регионов центральной части России. Но трудно планировать финансирование, жалуется министр транспорта одного из регионов, нацпроекты рассчитаны на шесть лет, а бюджет принимается только на три. Кроме того, федеральная помощь на ремонт аварийных мостов важнее, чем на ремонт дорог, а региональные мосты проектом «Дорожная сеть» не охвачены, говорит он. Минтранс бился за включение мостов в программу, говорит Чистяков.

На губернаторов надвигается ремонт дорог